Мировые
            Новости
!
Seo
  Home RSS Email Stat  
Seo
         Навигация
Информационный портал ! Информация.





Рейтинг@Mail.ru

Новости России

Общефедеральные

Мировые новости

в мире

Религия и общество


Политика

Экономика

Культура

Экология

Медицина

Происшествия

Интервью

Обзоры

Биографии

Общество

Статьи

Медиалогия

Архангельская обл.

Вологодская обл.

Калининградская обл.

Карелия

Коми

Ленинградская обл.

Мурманская обл.

Ненецкий АО

Новгородская обл.

Псковская обл.

Санкт-Петербург

Москва

Чечня

Новосибирская обл.

украина: политика

украина: события

технологии и наука

странности

мир о нас

шоу-biz

здоровье

бизнес

столица

мнение

Бизнес

Интернет

Телекоммуникации

Безопасность

Платформа

Цифрография

Цифровой дом

Ноутбуки и КПК

Принтеры

Софт и игры

Аналитика

Телефоны

Сети

exler

mazoo networks

Копирайтинговое

Все- про АдСенс

Софтфорум

Новости касперского

Про Первый

e-commerce

новости WM

Погода

blogica

Seo PPC FAQ

Doorway

Blog news

Internet Archive

Новые скрипты

Новые программы

Action Alerts

Advertising

Advice

Affiliate Programs

Architecture

Art & Entertainment: Country Music

Art & Entertainment: Magazines

Art & Entertainment: Music

Art & Entertainment: Television

Automotive: Aftermarket

Automotive: Motorcycle & Bike

Automotive: Racing

Automotive: Recreational Vehicle

Automotive: Trade Publications

Baby

Banner Networks

Blogging

Business

Business and Finance

Business: Markets

Эдуард Абрамян: Курдский фактор в Грузии

ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра "Кавказ" Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим очередную статью автора в этой серии. На этот раз автор затронул проблему курдов- езидов в Грузии.

Курды, один из древних народов Ближнего Востока. Согласно этнолингвистическим исследованиям, курды являются индоевропейским народом, близким и персидским племенам. Согласно различным гипотезам, древние мидийцы являются прото-курдами и на протяжении веков играли важнейшую роль в этногенезе курдского народа. Древние курды после многочисленных завоеваний подверглись иранизации, а затем и тюркизации. Миграция древних курдов на территории Армянского нагорья и в Месопотамию началась после разрушительных нашествий монголов и тюркских завоевателей, в результате, которого этот индоевропейский народ был разбросан по всему Ближнему и Среднему Востоку.

На территорию Грузии курды заселились еще в XV веке из-за невыносимых условий проживания на тех территориях, где правили тюрки. Под угрозой уничтожения та часть курдов, которая, проживала в горных регионах на стыке Малой Азии и Иранского плато, не меняла своего езидского вероисповедания, однако из-за нескончаемого насилия со стороны тюркских правителей, основная часть их, как и курды Месопотамии приняли ислам суннитского толка. Часть езидов из-за гонений перешла на Кавказ, а другая часть курдов езидского вероисповедания в период массового уничтожения малых этносов в Османской империи в конце XIX-XX в покинула ее пределы. Езидизм является близкой к Зороастризму доисламской религией. Необходимо отметить, что все езиды по национальности являются курдами.

Однако руководство империи турков-османов подвергала массовым репрессиям и гонениям не только курдов-езидов, но и курдов-мусульман. В период правления султана Абдул Азиза (1861-1876 гг.) репрессии достигли своего апогея. Курдам запрещалось иметь письменность, собственные школы, говорить на родном языке, устраивать национальные праздники. Первая книга, изданная в Турции на курдском языке, появилась только в конце прошлого века. 90% курдского населения было неграмотным. Немногочисленная курдская интеллигенция, формировавшая национальную идею и национальные приоритеты, была вынуждена скрываться от преследований за пределами Османской империи, быть в отрыве от своего народа(1). В период русско-турецких войн из Османской империи бежали тысячи курдов-езидов, которые заселили Тбилисскую, Эриваньскую, Елизаветапольскую губернии. Основная масса курдов езидского вероисповедания мигрировала с 1915 по 1922 гг. Таким образом, в Закавказских республиках насчитывалось множество курдов, в отношении которых руководители республик начали вести дискриминационную политику. В Азербайджане курды всегда подвергались массовым репрессиям, насильственной тюркизации и исламизации. В Армении курды активно призывались в армию и участвовали в различных сражениях. В Грузии же в годы правления меньшевиков курды-езиды подверглись гонениям и частичному истреблению.

Трагедией для курдов Грузии стал 1944 год, когда по решению советского руководства вместе с турками-месхетинцами и хемшилами были выселены тысячи курдов. Они до сих пор не реабилитированы и разбросаны по всей Средней Азии, в частности, в Казахстане, где численность курдов достигает 25.400 человек и в Киргизии, где насчитывается около 14.000 курдов(2).

Курды-езиды Грузии говорят на северном диалекте курдского языка (диалект Курманджи). Согласно исследованиям советского курдолога профессора К. Курдоева, диалект грузинских курдов близок к диалекту племени Заза, которое проживает в юго-восточной части Турции, а также в одном селении на юге Аджарии(3).

В советский период курдское население Грузии начало постепенно скапливаться в столице. Причиной этого стала острая нехватка дешевых рабочих рук в момент бурного развития индустриальной части Тбилиси в 1950-70-х гг. С этого же времени в кругах грузинской советской элиты слово курд или езид часто олицетворялся с такими занятиями как дворничество и садоводство. Фактом этого может послужить довольно известная грузинская шутка, согласно которой если в городе на какой-то улице большое скопление мусора, то это значит, что курды ее не подметают.

В этой ситуации у курдского населения практически не было возможности иметь собственные этнокультурные учреждения, такие как школы. Кроме того, советское руководство республики, прировняв курдов к другим ссыльным народам, часто лишало даже небольших проявлений курдского индивидуализма в общественной деятельности. Однако с середины 1960-х гг. постепенно начало изменятся отношение общества и государства к курдам-езидам. 1960-1980-е гг. в Грузии многие представители курдской общины оценивают как этнический "Реннесанс". И действительно, с конца 1970-х в Грузии постепенно начали открывать школы, где велось преподавание курдского языка, однако представители курдского меньшинства посещали школу вяло и уже в конце 1980-х гг. школы начали переобразовыватся в грузинские или в русско-грузинские. В конце 60-х гг. XX века в Грузии был открыт единственный в мире курдский театр, звучали программы по радио на курдском языке, однако с конца 1980-х все начало изменяться к худшему.

Из-за планомерного, но, в общем, незаметного ущемления курдов на сегодняшний день лишь небольшая их часть владеет курдским языком. Основные культурные мероприятия, издаваемые газеты и многое другое в общественной жизни курдского меньшинства Грузии проводится либо на грузинском, либо на русском языках.

В конце 1980- в начале 1990-х годов, в период усиления государственного давления на этнические меньшинства страны и в результате сложного экономического положения тысячи курдов переселились в Краснодар и Ставрополь, где проживают и на сегодняшний день.

Курды Грузии, являясь в основном урбанизированным этносом, после правления З.Гамсахурдиа, начали постепенно интегрироваться в грузинское культурное и политическое сообщество. Являясь в основном частично оргузинившимися, тбилисские курды-езиды на сегодняшний день не чувствуют себя ущемленными. Основной проблемой для них является отсутствие статуса их религии в стране и отсутствие школьного преподавания на курдском. Несмотря на сравнительно нормальные условия проживания курдов в этноконфессиональном аспекте, их численность продолжает уменьшаться. Если по данным всесоюзной переписи в Грузинской ССР в 1989 г. проживало около 35.000 курдов(4), то во время общегрузинской переписи 2002 г., отдельная графа для курдов отсутствовала. Несмотря на это, официальные грузинские источники показывают в стране около 20.000 курдов, когда некоторые курдские организации считают что, реальная численность курдов в Грузии составляет не более 6.000 человек(5). К такому мнению приходят и различные организации, исследующие процессы, касающиеся защиты прав человека в Грузии.

Активную миграцию курдов из страны в период правления Э.Шеварнадзе и после него можно считать результатом не только традиционного давления со стороны грузинских властей, но и популяризации курдских криминальных авторитетов в России в свое время также мигрировавших из Грузии и Армении. Криминальные авторитеты, имевшие различные производственные предприятия и большие доходы предоставили альтернативные возможности заработок для сотен молодых курдов.

Если не считать миграцию, то можно констатировать факт, что на сегодняшний день курдское меньшинство довольно активно участвует как в этноконфессиональных, так и во внешнеполитических процессах грузинского государства. На сегодняшний день в Грузии действует около десятка курдских организаций и объединений, такие как Союз езидов "Мидия", Национальный конгресс курдов-езидов, Независимое общество курдско-езидских женщин, Союз езидской молодежи, курдский Международный Центр Культуры и Информации, Фонд защиты прав курдов в Грузии и несколько небольших организаций. Эти организации, в основном финансируются из различных западных фондов предназначенных способствовать интеграции различных этнических и религиозных меньшинств в общество того или иного государства. Через эти фонды частично финансируются различные мероприятия, пропагандирующие толерантность грузинского общества и государства к различным национальным меньшинствам страны, однако реальных финансирований для сохранения самобытности и развития языка различных народов Грузии, подобные фонды не осуществляют.

Еженедельник "Конья Сипи", выходивший на курдском языке в Тбилиси, печатается с помощью правительственного бюджета Иракского Курдистана и частичным сбором финансов от курдской общины России. Кроме того, для курдской молодежи периодически и бесплатно организуются курсы курдского языка(6), что далеко не достаточно для самосохранения. Испытывая сильные ущемления в религиозном плане, курдские организации за последние 7 лет неоднократно требовали хоть как-то решить вопрос статуса езидской религии. Вопрос религии и языка курды-езиды начали поднимать с 2003 г., т.е. после прихода к власти так называемых демократических сил. С мая 2004 г., акции начали носить массовый характер. От грузинского руководства требовалось скорейшего принятия закона о религии, в котором содержалось бы официальное признание национальной религии части курдов - йезидизма(7). В частности, руководитель Международного фонда по защите прав религиозно-культурного наследия курдов Георгий Шамоев заявил, что курды желают всестороннего признания своей религии наряду с другими существующими в Грузии концессиями. Однако, как известно, до сих пор Грузия не выполнила это обязательство и различные неправославные концессии в стране вынуждены регистрироваться как общественные организации, что не допустимо в развитом демократическом государстве.

Еще в начале 2003 г., корреспонденты тбилисского офиса Института по освещению войны и мира (IWPR) опубликовали и распространили интервью с некоторыми общественными лидерами грузинских курдов, в которых полностью представлена плачевная ситуация курдской диаспоры в стране. В своем интервью езидский священнослужитель Тенгиз Бакоян отметил, что у курдов Тбилиси нет даже своего храма. Городское руководство же, пытаясь вытянуть у курдов деньги, предлагает земельные участки по максимально завышенным ценам. Т. Бакоян неоднократно в дальнейшем пытался объяснить представителям власти Саакашвили, что "езидизм не может представлять угрозу для грузинской государственности, поскольку эта религия на является миссионерской" (8). В действительности же, курды Грузии, не имея ни одного представителя в парламенте и в региональных Сакребуло (орган местного самоуправления в Грузии) стали объектом издевательств со стороны высокопоставленных чиновников страны.

После явного бездействия и даже попыток давления на курдское меньшинство, некоторые активисты начали делать радикальные заявления также с требованием от правительства не только делать позитивные шаги к легализации в вопросе религии, но также открыть школы с полноценным курдским обучением. Естественно, после интенсивной работы грузинских спецслужб все заявления и петиции просто попали в архив правительства Грузии, а влиятельные курдские организации попали под полный контроль грузинской службы безопасности, составив часть спецпроекта под названием "Общегражданское Движение Многонациональная Грузия". Курды-патриоты же, понимая безрезультатность продолжения борьбы подобным образом начали с помощью курдской диаспоры в Европе поднимать проблемы курдов Грузии в самом сердце европейского содружества - в Брюсселе.

Буквально недавно, 8 мая 2007 г., в Брюсселе, перед зданием Европарламента был организован очередной пикет с требованием создать механизмы по контролю и устранению политического давления против курдов-езидов в различных странах, в том числе и в Грузии(9). Несмотря на некоторые проявления недовольств, грузинское руководство на сегодняшний день использует курдский фактор в стране в свою пользу.

Политическая жизнь курдского общества Грузии многогранна. Еще с первых лет независимости Грузии в среде курдского общества начала возрастать симпатия к Рабочей Партии Курдистана, лидером которого до ареста турецкими спецслужбами в 1999 г. был Абдулла Оджалан. Еще в конце 1990-х гг., почти в любом общественно-культурном центре курдов в Тбилиси можно было увидеть флаг РПК и портрет Оджалана. После его ареста, часть курдского общества попыталась организовать ряд митингов и мероприятий перед зданием посольства Турции, однако после тщательной работы грузинских спецслужб, из-за интенсивного сближения с Турцией в политическом и экономическом аспекте, через некоторых авторитетных курдских лидеров акции недовольства снизились до минимума. В частности, известен факт, когда в заранее подготовленном и организованном митинге вместо 2-3 тысячи человек на улицы Тбилиси в 2000 г. вышло от силы двести-триста курдов(10). На сегодняшний день, политический интерес курдов-езидов растет по отношению к идеям лидеров Иракского Курдистана, в частности, есть заметное тяготение к правящей элите де-факто действующего правительства Иракского Курдистана в лице Масуда Базрани и его сторонников. Отметим, что в 1990-годы время от времени печаталась русскоязычная газета "Свободный Курдистан". Она выходит в свет и сегодня, однако интенсивность и популярность ее заметно упала.

Тяготение к Барзани заметно невооруженным глазом: в Тбилиси открылся футбольный клуб под названием "Барзани", а после свержения Саддама Хусеина, курдское общество Грузии встретила новость с большой радостью и неоднократно выражала лояльность и солидарность с руководством Барзани. Кроме некоторых антитурецких заявлений по вопросу вероятного вторжения турецкой армии в Иракский Курдистан, естественно уже с подачи грузинского эстеблишмента, курдское меньшинство пытается наладить всевозможные связи с руководством Курдистана. За ранее имея договоренность с США, грузинская сторона, являясь проводником политики Вашингтона на Кавказе, пытается координировать свою политику с таким новым прозападным фактором на Ближнем Востоке, как Иракский Курдистан.

Доказательством вышесказанного являются периодические мероприятия курдов Грузии совместно с курдами Ирака. К примеру, в Грузию прибыли курдские дети из Ирака, которым была оказана медицинская помощь(11). Периодически курды Грузии посещают Ирак и другие контакты привели на сегодняшний день к межгосударственным контактам между Грузией и Иракским Курдистаном, посредниками которых безусловном можно считать различные курдские организации Грузии. Кульминационным этапом налаживания связей через курдскую диаспору страны является официальный визит грузинской многочисленной делегации в столицу Иракского Курдистана Эрбиль, в ноябре 2005 г. (12). В состав делегации входили представители различных министерств Грузии, грузинской патриархии, СМИ, бизнесмены, и разумеется представители курдской общины Грузии.

Различные курдские и грузинские СМИ скрупулезно освещали все встречи и договоренности между представителями Грузии и Курдистана, в частности, в ходе двухдневных интенсивных переговоров, состоялись многочисленные встречи в различных министерствах и ведомствах: МВД, Министерстве по делам пешмарга (пешмарга - название курдских повстанческих отрядов в Турции, Ираке и Сирии), Министерстве культуры, Министерстве образования, Министерстве по делам молодёжи, Министерстве торговли, Министерстве транспорта, Министерстве здравоохранения, Министерстве по гражданским правам и свободам. Делегация была принята также вице-премьером курдского правительства Омаром Фаттахом.

В Министерстве здравоохранения были заключены предварительные договоренности об обмене студентами мединститутов и об открытии лечебных центров в Курдистане. Министр культуры Курдистана Фалакэддин Какаи изъявил готовность помочь курдской общине Грузии в налаживании культурных связей с Курдской автономией Ирака, а также оказать помощь грузинским ассирийцам, в том числе финансовую. В Эрбильском университете между грузинской делегацией и руководством вуза был подписан меморандум о сотрудничестве(13). В течение 2006 г., и по сей день взаимоотношения между правительством М. Саакашвили и М. Барзани более улучшились и сегодня находятся на высоте. Этим и объясняется тот факт, что кроме представительства курдского правительства в Москве, из всех стран СНГ следующий дипломатический центр планируется открыть в Тбилиси, которая будет координировать процессы сотрудничества между двумя государственными образованиями(14). Официальный Тбилиси в свою очередь также планирует открыть дипломатическое представительство в Эрбиле, и, по мнению, некоторых грузинских политологов возможно, что Грузию в Иракском Курдистане будет представлять гражданин Грузии курдского происхождения. Интересным является также иной факт. Известно, что во время различных встреч грузинские государственные представители неоднократно поднимали вопрос курдов в Турции, отмечалось и плачевное положение этнических грузин - лазов и аджарцев, проживающих на северо-востоке Турции. Искусственным образом поднимая проблемы этнических грузин Турции во время интенсивных встреч с представителями Иракского Курдистана, грузинское руководство, вероятно, пытается выиграть дополнительные дивиденды в вопросе турецкого Курдистана.

В заключении отметим, что на сегодняшний день вопрос турецкого Курдистана является постоянным объектом обсуждений не только в кругах правящих элит государств региона, но и является актуальной темой в коридорах правительств мировых держав.

1. http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/293/61.html

2. http://www.ezdixane.ru/content/view/860/2/

3. http://victorian.fortunecity.com/hillcrest/603/Html files/news25.htm

4. http://www.iraq-war.ru/article/80029

5. http://www.caucaz.com/home eng/breve contenu.php?id=286

6 http://www.ezdixane.ru/content/view/976/2/

7 http://www.agnuz.info/index.php?a=news&id=11335

8 http://zonakz.net/articles/?artid=2700

9.http://www.ezdixane.ru/content/view/1083/2/

10. http://ezid.ru/article/any/kurds yezidis.html

11.http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=archive&id=11870

12. http://kurdistan.ru/content/view/805/152/

13. Цит. по: http://kurdistan.ru/content/view/805/152/

14.http://newsazerbaijan.ru/newsaz/20070122/41616797.html

Page created in 0.22514 seconds |