Мировые Новости! |
Seo |
---|
Home RSS Email Stat |
---|
Seo |
Навигация |
Информационный портал ! | Информация. |
---|
|
---|
Проект КРО и ДПНИ - идеологический подлог, направленный против концепции Великой России : интервью Александра Казакова ИА REGNUMВ мае 2007 года будет отмечаться 100-летний юбилей концепции "Великой России", разработанной российским политическим деятелем, философом, историком Петром Струве. О перспективах реализации концепции Струве в современной России рассуждал в интервью корреспонденту ИА REGNUM историк русской политической философии, консультант по идеологии движения молодых политических экологов Подмосковья "Местные", руководитель инициативной группы по созданию Центра либерально-консервативной политики "Великая Россия" ИА REGNUM: В чем суть концепции "Великой России" Струве? Концепция и ее название появились после знаменитых слов премьер-министра Петра Столыпина, произнесенных им в мае 1907 года в ИА REGNUM: Можно ли провести параллели между ситуацией в России 1907 года, когда появилась концепция "Великой России", и нынешней? Да, как внешняя, так и внутренняя ситуация в России 1907 года напоминает современную. Тогда Струве писал о самоощущении России, как "слабой в военно-политическом и экономическом отношении страны с прошлым, традицией и памятью великой державы". Еще вчера эти слова можно было произносить даже без кавычек. В 1907 и последующих годах Россия выходила из тяжелейшего внутриполитического и экономического кризиса. В стране шла общенациональная дискуссия о том, как развиваться дальше. И современный интерес к концепции Струве не случаен, его авторитет, как гениального политического мыслителя, намного опередившего свое время, давно признан не только в России, но и международным научным сообществом. Можно привести 2 примера. Струве критикует тогдашнюю (после русско-японской войны) внешнюю политику Российской империи и предлагает переориентировать ее на Черноморский регион. Он привязывает перспективы доминирования России в этом регионе к наличию в Донецком бассейне энергетических ресурсов, то есть угля, который на тот момент был основным энергетическим сырьем. Струве говорит о необходимости культурной и экономической экспансии России в этом регионе вплоть до Ближнего Востока. В современной России мы наблюдаем типологически сходные процессы, и я не понимаю людей, критикующих нашу власть за столь акцентированное внимание к нашим энергоресурсам. Ведь именно энергоресурсы дают возможность усиливать внешнее могущество России. Также я хочу обратить внимание на часть концепции Струве, касающуюся национального вопроса, который и в наши дни стоит более чем остро. Струве первый сказал о том, что многонациональный характер Российской империи (причем он приводит для примера конкретно евреев и армян) - это, с одной стороны, проблема, которая решаема при помощи определенных имперских практик, наработанных в России в течение нескольких столетий, а с другой - и об этом никто не говорит до сих пор! - это ресурс России. В этом отношении концепция Струве не только актуальна, но еще и имеет потенциал для развития в будущем. Просто читать ее нужно сегодняшними глазами. ИА REGNUM: Насколько современная концепция "российской нации" перекликается с идеями Струве? Если собрать высказывания Струве воедино, то вырисовывается вполне цельная концепция "национальной Империи" (это российское ноу-хау в истории), в которой есть место как для великорусской нации, так и для всех остальных наций и национальностей. Струве, например, подвергал критике РСДРП за то, что она из корыстных побуждений поддерживает сепаратистские национализмы и, в то же время, себя называет российской, а не русской партией. Струве не только разрабатывал в своей доктрине соотношение российского и русского, он поставил на теоретическом уровне вопрос о соотношении империи и национального государства и разрешил его. Империя, по Струве, создавалась путем распространения русской нации на все большее и большее пространство, и, в первую очередь, он имел в виду культурное и экономическое распространение. Но при этом, Струве говорил о необходимости сохранения и поддержки наций и национальностей, входивших в состав империи и, соответственно, в ареал культурного и экономического влияния русской нации. То есть речь шла об укреплении политического, экономического и культурного пространства империи при сохранении и возможности для дальнейшего развития других наций и национальностей и предоставлении им для этого необходимых ресурсов из имперского центра, так называемого "плавающего ресурса". Уникальность и перспективность Российской империи Струве видел именно в том, что она многонациональна без ассимиляции. Если говорить современным языком, то в концепции Струве речь идет не об ассимиляции, а об аккультурации (просто тогда этот термин еще не вошел в научный обиход). В этом смысле концепция Великой России Струве не просто современна - ее нужно ввести в сегодняшний политический контекст. ИА REGNUM: Какие сходства и различия в решении национального вопроса можно найти между концепцией Струве и советской национальной политикой, когда проводился эксперимент по созданию некой наднациональной общности - "советского народа"? Если говорить о советском опыте национальной политики, то за весь период существования СССР реализовывалось 2 национальных проекта. Сначала, до начала 30-х годов реализовывалась так называемая политика коренизации. Многие сегодняшние проблемы России и наших соседей, были созданы именно в 20-е годы, когда, например, на Украине проводилась политика украинизации - русских насильно выселяли из городов (города Малороссии в то время были населены в основном русскими), а украинцев, наоборот, насильно завозили в города. В те времена в стенах киевского университета нельзя было говорить по-русски. До середины 30-х, в соответствии с заветами Ленина о "великорусском шовинизме", слова "русский" и "русская культура" были под запретом, и только после того, как Сталин в одной из речей упомянул "русский народ" и "русский патриотизм", этот запрет был снят. После ИА REGNUM: Можно ли сказать, что современный политический курс России является в той или иной степени реализацией концепции Великой России? Есть ли перспективы у этого курса? Корпус статей Струве "Великая Россия" можно и необходимо рассматривать применительно к сегодняшней ситуации. Например, Струве пишет, что для государства верховный закон его бытия гласит - всякое здоровое, сильное, то есть не только юридически "самодержавное" и "суверенное", но и фактически самим собой держащееся государство желает быть могущественным, а быть могущественным - значит обладать непременно внешней мощью. В течение последних 7 лет этот постулат Струве реализуется нынешней российской властью. Могу напомнить, что эти слова Струве подтверждаются тем путем, которым Россия прошла от концепции "суверенной демократии" ИА REGNUM: Какие можно привести примеры реализации концепции Струве в современной внутренней политике России? Самым лучшим примером является рейтинг Владимира Путина. Одна из базовых несущих конструкций концепции "Великой России" - это консенсус между властью и народом. Как ни странно, несмотря на все потрясения, российское общество научилось относиться к власти без заведомого отторжения. Этого не было ни 100 лет назад, ни, по большей части, в советский период. Сейчас усилия Путина по восстановлению доверия между властью и народом дают реальные результаты. Кроме того, если говорить о национальной политике, то сейчас происходит то, что Струве называл словом "инставрация", то есть, в отличие от реставрации, это не возвращение назад, а использование опыта прошлого в современных условиях. Современные взаимоотношения центра с Татарстаном и Чечней и их элитами являются классическим примером имперской политики. Например, тот факт, что с Татарстаном подписан отдельный договор, подтверждает статус татарского народа как нации с собственной историей и, в прошлом, государственностью. В Российской империи был определенный реестр национальностей, составленный по степени их культурно-цивилизационного развития. Имперский подход заключается в отказе от принципа единообразия в отношениях с разными входящими в состав империи нациями и национальностями - это противопоказано. К каждой нации и национальности нужен свой - адекватный именно ей - подход. ИА REGNUM: То есть имперский подход направлен на формирование наднациональной, гражданской и политической, общности при сохранении возможностей для развития собственно наций, проживающих на территории империи? Да, и при предоставлении нациям разных возможностей, которые определяются уровнем их развития. Помимо этого, Струве четко указывал на то, что культурно-этнический национализм и имперский патриотизм не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими. Это то, что утверждает сегодня наша власть. Необходимо создавать условия для того, чтобы культурно-этнические национализмы были лояльны по отношению к империи, и предоставлять взамен ресурсы для их культурного возрастания. ИА REGNUM: Если продолжать проводить параллели между Россией 1907 и 2007 года, то после революции 1905-07 гг, несмотря на появление новой доктрины, сохранялась опасность скатывания в радикализм, как левый, так и правый, и закончилось это все 1917-м годом. Сохраняется ли эта опасность в наши дни? Деятели струвистского направления в рамках концепции Великой России доказали, что радикалы, как левые, так и правые, родственны по духу. Они говорили о "черной", и о "красной" сотне и противопоставляли этому "белое" в традиционном имперском понимании. Радикалы с разных полюсов политического спектра неизбежно начинают играть в одном поле. Очень многие черносотенцы, например, после революции 17-го года стали сотрудниками ЧК. И те, и другие - погромщики по душевному складу, и при наличии сильной власти их союз ради противостояния этой власти неизбежен. Об этом Струве писал еще в 1908 году. И сегодня мы наблюдаем то же самое. Рукопожатие ИА REGNUM: Как избежать повторения 1917-го года в России? Чтобы не допустить социального срыва, ответственность добровольно должна быть поделена между властью и обществом. Нынешняя российская власть не только выстраивает, собирает по кускам Россию, но и выполняет свою функцию по воспитанию народа. Но при сопротивлении со стороны общества эти усилия будут напрасными. Общество должно понять и осмыслить свое предназначение в этой стране, а задача ведущего слоя в целом и образованного класса, в частности, осознав себя на современном этапе, вложиться в будущее России. Помимо обоюдной ответственности власти и общества, должна также присутствовать ответственность каждого гражданина нашей страны, о чем неоднократно писал Струве. ИА REGNUM: 5 мая 2007 года в Москве планируется провести учредительный съезд новой партии, которая предположительно будет называться "Великая Россия", и в которую планируют вступить активисты Создание партии с таким названием и такими операторами - это идеологический подлог. А проведение ими учредительного съезда именно в мае, когда Столыпиным 100 лет назад были произнесены слова о великой России, я вообще воспринимаю как издевку над историей русской культуры. Планируя дать своей партии такое название, ее учредители ни слова не упоминают о концепции Великой России Струве, а ссылаются на "Манифест возрождения России", принятый КРО в 1996 году и "Русскую правду" - резолюцию оргкомитета "Русского марша". Учитывая же, что среди членов оргкомитета партии есть представители ДПНИ можно с полной уверенностью сказать - то, что планируется создать в мае этого года, будет полной противоположностью тому, что утверждали Струве и его единомышленники 100 лет назад. Иными словами, эта партия, априори оппозиционная нынешнему курсу, создается против строительства "Великой России", той России, которая начала, наконец, двигаться вперед и вверх. Более того, руководитель оргкомитета этой партии, депутат Госдумы РФ В мае этого года, в честь юбилея концепции Струве наш Центр либерально-консервативной политики "Великая Россия" проведет круглый стол на тему "Великая Россия" - идеология Путина", где одной из своих задач мы ставим определения "места под солнцем" проекта КРО-ДПНИ под названием "Великая Россия". Мы с большим почтением относимся к истории русской мысли и постараемся заранее не дать этим людям замарать идею Струве, чтобы потом не тратить время и усилия на ее отмывание. История русской культуры должна быть выше политики и, тем более, политиканства. Добавлено: 30 апреля 2007
Источник: ИА REGNUM
|
---|