Дизайн в Украине сегодня напоминает мне историю с сексом в СССР. Он вроде бы есть, кто-то им даже занимается, но понять, что он из себя представляет весьма проблематично. До недавнего времени я бы не смог назвать ни одного украинского дизайнера, работы которого получили бы международное призвание, а имя выделялось на фоне массы дизайн-студий и фрилансеров. В 2008 г. я впервые увидел работы Студии Графического Дизайна Юрка Гуцуляка, а сегодня попросил помочь в определении лица украинского дизайна Юрка Гуцуляка, прежде чем он отправился на European Design Festival 2009.
ПРОФЕССИЯ
Сколько лет ты занимаешься дизайном? Где тебя можно было увидеть до создания студии?
Дизайном я занимаюсь уже 8 лет из них 4 в рамках своей студии. Начинал я с бюро срочной полиграфии, потом было рекламное агентство. Упоминать их имена я не считаю нужным. Далее я работал ведущим дизайнером одной известной торговой марки и фрилансером. В 2005 году вместе со своей сестрой Зоряной мы основали Студию графического дизайна Юрка Гуцуляка.
Дизайн в Украине сегодня — весьма конкурентный и непрогнозируемый рынок. Что подтолкнуло к созданию дизайн-студии?
Я бы не называл рынок дизайна в Украине конкурентным. И даже не использовал бы слово рынок. Уровень конкуренции очень низкий, если говорить о качественном дизайне. И очень высокий уровень непонимания значения дизайна. Что такое дизайн не знают ни сами дизайнеры, ни их клиенты. Даже те клиенты, которые готовы платить и заказывать первоклассные разработки, часто не понимают на все сто процентов, для чего они это делают, как этим пользоваться и что это может дать им или их бизнесу. Индустрия дизайна в нашей стране представляет собой хаос и совокупность случайностей.
Когда я столкнулся в очередной раз с необходимостью что-то менять в жизни и понял что впринципе дизайн — это, то единственное что у меня получается естественно, и это то, что может приносить деньги, я решил начать свое собственное дело. Я тогда еще много не знал, и это дало мне необходимый запас смелости.
Что посоветуешь людям, которые развивают или планируют начать свой бизнес в области дизайна?
Бросьте это дело немедленно и займитесь чем-то другим!
Твое отношение к дизайнерам-фрилансерам? Зло или добро?
Мое отношение к фрилансу в Украине резко негативное. Это однозначно зло в нашей стране. Среди юных талантов существует миф, что есть волшебная профессия "фрилансер". Для этого не надо ничего уметь конкретно и не надо брать на себя какие-то обязательства или ответственность. Просто можно фантазировать и называть приятные суммы денег которые хочется получить, потом можно ничего не делать, а когда наступит дедлайн, жаловаться на вдохновение, которое почему то не пришло... И когда будет уж совсем туго, то можно что-то слепить за 10 минут или стянуть готовый шаблон с Интернета и со вздохом презрения отдать заказчику.
Украинским фрилансерам не хватает в первую очередь самоорганизации, целеустремленности и ответственности, а потом уже мастерства, опыта и умения развиваться. Для многих молодых дизайнеров — фриланс — это мифический залог легкой и обеспеченной жизни, а не способ работы или сотрудничества.
Такой подход соответственно и сформировал отношение к фрилансерам в нашей стране. Их не уважают, их имя не включают в кредитсы, их пытаются обмануть, ими затыкают дыры в экстремальных ситуациях.
Это касается подавляющего большинства, но не всех. Я могу вспомнить до пяти независимых дизайнеров на всю Украину, которые могут оправдать фриланс.
Кто в Украине сегодня делает классный дизайн?
Конечно Юрко Гуцуляк
А если совсем серьезно, то скажу, что классный дизайн в Украине делают конкретные единичные дизайнеры или небольшие дизайн студии. Все остальные этого делать не умеют, да и не интересно им это — слишком большие затраты усилий и слишком маленькая оплата.
РАБОТА
Сколько стоят услуги студии Юрка Гуцуляка? У тебя дорогое агентство?
Услуги моей студии стоят пока не так дорого, как кажется, и не так дорого как хотелось бы мне. Для Украины это средний уровень цен. А соотношение цена/качество наверное одно из самых высоких в стране.
Кто твой клиент? Что он хочет получить в результате?
Мои клиенты очень разные. И обращаются они ко мне по разным причинам. Иногда, это маленькие или средние фирмы, которые начинают развиваться или хотят перейти на новый виток развития. Иногда это очень крупные компании, которые устали от некачественного вялого продукта систематически предлагаемого сетевыми агентствами, и которые ищут новые эффективные решения. Иногда это частные лица, которые хотят заказать авторские продукты лично для себя.
Все клиенты в результате хотят получить одно и тоже — удачное решение своих проблем, и умный совет.
У тебя есть особые правила и принципы работы с клиентами? Например, делаешь лишь один эскиз, предоплата 100%, без сменной обуви не входить и пр.?
Да, у меня есть определенные правила. Похожие правила существуют у большинства дизайн студий мира.
Итак:
1. Аванс (50% — 100%). Ни один уважающий себя дизайнер не начнет работать без аванса. Аванс — это свидетельство серьезных намерений заказчика, а также его понимания, что дизайн это работа, оплачиваемый интеллектуальный труд.
2. Копирайт. Я всегда оставляю за собой право поставить копирайт на свою работу без согласования с заказчиком. И это не только соблюдение моих авторских прав, а также гарантия того, что этот продукт авторский.
3. Использование собственных разработок для саморекламы. Я имею право публиковать работы созданные моей студией без согласования с заказчиком в печатных и электронных изданиях, которые специализируются на рекламе и дизайне, а также подавать эти работы на профессиональные фестивали и выставки.
На счет одного эскиза я считаю, что это глупо и не профессионально (хотя встречал дизайнеров, которые работают исключительно с одного эскиза). У заказчика всегда должен быть выбор. Как минимум я презентую 2—3 абсолютно разные концепции по каждому проекту.
А что касается сменной обуви, то на первый взгляд, звучит это как шутка. Но год назад я был в гостях в одном крупном шведском дизайн агентстве, где действительно существует такое правило. Все сотрудники без исключения и все клиенты без исключения входят в офис в тапочках или босяком. Возможно, это правило стоит позаимствовать.
С чего ты обычно начинаешь рабочий день?
Открываю глаза, одеваю трусы, иду варить кофе.
Источник вдохновения?
Мне очень часто задают вопросы о вдохновении. И чем я становлюсь старше и опытнее, тем я точнее понимаю, что вдохновения в общем понимании этого слова не существует. Для профессионала вдохновение — это оправдание своей беспомощности. Иными словами профессионал не зависит от вдохновения. Он может управлять им.
Я нахожу вдохновение в работе. Меня заводит бриф. Хотя звучит это очень странно. Как только я получаю ряд ограничений (требований) по проекту, моя голова начинает работать. Если задание, полученное от клиента, не достаточно сложное, то я его для себя усложняю настолько, чтобы оно стало мне интересным. Я всегда стремлюсь, чтобы работа была интересной как процесс.
ПРОДВИЖЕНИЕ
Сегодня у тебя, как и у Студии Лебедева, складывается весьма эффективный образ, когда продает не только название, но и первое лицо компании. Как ты занимаешься "раскруткой" студии?
Я никогда не сравнивал себя с Лебедевым и никогда не думал, что мы чем-то похожи. Но мне нравятся некоторые его работы. А что касается раскрутки, то первое что я делаю — это качественный дизайн. А потом уже все остальное: фестивали, общение, публикации и так далее.
Твоей главной наградой, на текущий момент, является золото на фестивале Epica Awards за календарь "Спички", который уже представлен в музее рекламы в Лувре. Как изменились дела у студии после получения такой награды?
Если ты имеешь ввиду занимают ли клиенты очередь под моей дверью с 6 утра, то, к сожалению (или к счастью) нет. В Украине кроме рекламистов об Epica Awards никто больше ничего не знает. Это что-то далекое, западное и неприменимое, по мнению заказчиков, к нашим условиям. Да и зачем об этом знать, если никто из Украины ее не выигрывал. А если ее выиграл Юрко Гуцуляк, то это наверно, не так уж круто. На сколько мне известно похожая ситуация с Epica Awards и в России.
Но если рассматривать эту награду для моей студии глобально, то, безусловно, результат есть. Epica дала мне общение и знакомства на принципиально новом уровне. Она определила мой статус и обеспечила уникальный опыт.
Могу предположить, что теперь многие заказчики, да и сам рынок будет сравнивать каждую новую работу студии со "спичками". Тебя столь высокая "планка" не смущает?
Меня эта планка не смущает. Планку задаю себе я сам. Тем более что касается спичек, то я не считаю это самой сильной своей работой, на которую надо равняться. Просто это — работа, которая меня многому научила и дала возможность понять многие вещи и процессы.
Что касается заказчиков, то они не сравнивали, не сравнивают и, насколько я могу прогнозировать, не будут сравнивать каждую мою работу со спичками.
По "спичечной шкале" они делятся на две категории:
— те, кому нравятся мои работы, в том числе и эта, и они хотят заказать что-то такое же интересное;
— те, кому нравится только эта работа и они не верят, что я способен на что-то еще (они даже сомневаются, что это я сделал этот календарь).
Как ты думаешь, кто из этих 2 категорий останется в выигрыше?
А вот кто сравнивал, сравнивает, и будет сравнивать все мои работы со спичками — это рекламисты, преимущественно копирайтеры и иногда арт-директора. В большинстве случаев эти люди ведут себя как дети, которые ждут, что их будут развлекать и удивлять новыми идеями. Я не планирую их развлекать, поскольку они не входят в мою целевую аудиторию. И считаю, что вместо того чтобы ждать развлечений, разумнее заняться работой.
Юрка Гуцуляка можно найти на специализированных ресурсах, в социальных сетях?
Конечно. Меня легко найти в сети. Среди дизайнерских ресурсов как наиболее интересные я могу выделить:
behance.net (http://www.behance.net/yurko)
coroflot.com (http://www.coroflot.com/public/individual profile.asp?individual id=162577)
creabook.com (только французская версия на http://www.creabook.com/yurko)
logopond.com
logolounge.com (к сожалению, платный)
Что касается социальных сетей, то пользуюсь я ими значительно меньше (точнее практически не пользуюсь). И если честно, то не понимаю их и, соответственно, не интересуюсь. Но, возможно, кому-то удастся мне объяснить всю их прелесть.
Найти меня можно на:
facebook.com
twitter.com
linkedin.com (к сожалению, платный)
На одноклассниках и ЖЖ меня нет и не будет.
Ты ведешь блог? Думаю, что многим людям было бы интересно читать об особенностях дизайна и твоих открытиях в этой области.
Я уже давно мечтаю начать вести свой блог, но пока руки не доходят. Я еще до конца не решил зачем мне это, но интуитивно чувствую, что стоит этим заняться. В процессе своей деятельности я часто сталкиваюсь или даже создаю вещи, которые прямого отношения к дизайну не имеют, но они могли бы быть интересны людям. Будем надеяться, что в этом году я все-таки начну этот проект.
ДИЗАЙН
Роль дизайна в создании бренда?
В последнее время стало модно заниматься не просто дизайном логотипа или стиля, а брендингом и бренд консалтингом. Все поголовно обратились в эту новую веру и направили в нее свои деньги. А ведь это именно религия.
Я и сам принялся интенсивно изучать эту сравнительно новую "науку", тем более мне как маркетологу по образованию, это понятно и интересно. Но чем больше я узнаю и анализирую, тем больше я понимаю, что именно дизайн играет ключевую роль в создании бренда, все остальное не доказуемо, как и любая религия и базируется только на убеждении и вере.
Дизайн — это то единственное что можно взять в руки.
Дизайн — это то единственное что стоит денег.
Какие проекты в сфере дизайна тебе хотелось бы реализовать?
Вообще мне нравятся почти все проекты, на которые выделяются бюджеты. И по своему личному убеждению считаю, что неинтересных проектов не бывает. Все определяет подход к работе.
Но если покопаться в своих пристрастиях, то мне очень бы хотелось работать в сфере музыкального дизайна. Мне бы хотелось создавать обложки музыкальных альбомов, афиши, визуальные атрибуты музыкантов и так далее. К сожалению, индустрия развлечений (в том числе и музыка) в Украине находится на стадии феодального строя. И даже если закрыть глаза на бюджеты, то все равно очень мало музыкантов уделяет внимание внешнему виду своего продукта.
Работы, каких дизайнеров впечатляют?
Нравятся работы многих дизайнеров, но так чтоб впечатляли...
Некоторое время назад у меня было жесткое предубеждение против женщин в графическом дизайне. А ведь почему-то преимущественно девушки стремятся стать дизайнерами, особенно те которые находятся, у кого-то на содержании и им становится скучно сидеть дома.
И именно девушки страдают демонстративно непомерными амбициями и низкой трудоспособностью. Именно от девушек я часто слышал "я делаю плохие работы, потому что мне мало платят".
Мое мнение изменилось, когда я познакомился с работами женщины-дизайнера из Канады Marian Bantjes (www.bantjes.com). Я был в хорошем смысле шокирован разнообразием и глубиной ее работ, а также ее мастерством. Каждый раз я смотрю на ее работы с восхищением. Мне бы хотелось, когда-то познакомится с ней лично.
ПЛАНЫ
Какие планы по развитию студии? География, новые направления деятельности?
На счет географии планов пока нет, есть только мечты, но для начала этого уже достаточно.
Одной из модных тенденций среди креативных личностей является их желание "вкладываться" в современное искусство? Может ли Юрко Гуцуляк оказаться среди них в ближайшее время?
Юрко Гуцуляк пытался оказаться среди них в недавнем времени. А именно на протяжении 2 лет мы пытались реализовать 2 авторских проекта в сфере актуального искусства. Мы обошли неимоверную кучу галерей и фондов, мы переговорили с огромным количеством людей. Некоторые даже не хотели слушать, некоторые слушали с удовольствием и приговаривали "Какой замечательный проект, надо его срочно реализовать! ", но потом находили очень разные причины, почему это невозможно. Причем вели себя все очень странно, и у меня постоянно складывалось впечатление, что все, что-то не договаривают.
Мы 2 года смотрели, что показывают из актуального искусства в Киевских галереях и 2 года недоумевали "как и кто может выставлять такое говно? " и "почему отказывают нам? "...
На сегодняшний день судьба первого проекта такова:
— некоторое время назад в одной из киевских галерей одна украинская художница выставила проект как две капли воды похожий на мой...
Судьба второго проекта:
— представительница одного фонда с горящими глазами схватила эскизы и сказал, что ей срочно нужно их кому-то показать, а через месяц она навсегда покинула страну и так и не предоставила нам никакого ответа...
Я искренне не понимаю, что происходит, и когда я думаю, о современном искусстве в Украине мне хочется в душ, помыться с мылом, а можно и не один раз.
Безусловно, у меня есть новые идеи и они продолжают рождаться, но на сегодняшний день мне будет легче и спокойнее, если они просто тихо умрут во мне, или просто впадут в спячку до поры до времени.
ЛИЧНОСТЬ
Первейшая обязанность человека?
Быть честным с самим собой.
Кем ты не стал?
Рок звездой.
Что было бы написано на татуировке, если бы тебе захотелось ее сделать?
Я бы не захотел делать татуировку и тем более надпись. Любые слова рано или поздно превращаются в ложь.
О чем бы ты снял фильм?
Я бы с удовольствием снял порно фильм.
Твое редкое умение?
Я умею тихо сидеть в уголочке и молчать, но при этом продолжать делать свое дело.
Беседу вели Юрий Гладкий и Юрко Гуцуляк.
Отдельная благодарность за помощь в организации интервью, Зоряне Гуцуляк.