Мировые Новости! |
Seo |
---|
Home RSS Email Stat |
---|
Seo |
Навигация |
Информационный портал ! | Информация. |
---|
|
---|
Мнение: ОзнакомилисьПосмотреть на работы самых дорогих художников современности в PinchukArtCentre украинцы идут массово. Просветленными выходят единицы, пишет Надежда Парфан, журналист еженедельника Новинар в колонке, опубликованной в свежем номере журнала Корреспондент. За прошедшие выходные между Бессарабской площадью и Арена-Сити в Киеве появился новый обязательный элемент: длинная очередь из желающих посмотреть на современное искусство в PinchukArtCentre. Ее смело можно считать полноценной частью экспозиции, таким себе Intro (предисловием) к выставке Reflection, демонстрирующей украинской публике последнее слово современного искусства. А еще ее можно расценивать как свидетельство популярности этого самого искусства среди широких народных масс. Бесспорно, многие украинцы действительно хотят увидеть экспозицию, - иначе зачем бы они стояли на холоде по 30-50 минут? Но желанием попасть внутрь сущность очереди по сути исчерпывается. К сожалению, большинству стремящихся попасть в артцентр, абсолютно неизвестны художники, работы которых там представлены - Дэмиен Херст, Энтони Гормли, Джефф Кунс. А их смелые и зачастую эпатажные произведения непонятны и даже чужды. Так хотелось бы согласиться с теми, кто считает, что это лучшая из киевских очередей за последние годы, и поверить в то, что ведет она куда-то подальше от осточертевшего китча и шароварщины - к интеллекту и хорошему вкусу. Но лучше посмотреть правде в глаза: среднестатистические украинцы выстроились в эту очередь, чтобы посмотреть на Херста лишь потому, что он, как и многие другие на этой выставке, - один из самых дорогих художников современности. В последние недели только ленивые СМИ не напомнили о произведении Херста - черепе в бриллиантах, который он продал за $ 100 млн. А миллиардер Виктор Пинчук отвалил за его работы какую-то космическую сумму, равную сотням, а то и тысячам месячных зарплат обычных жителей Украины. Этот порядок цифр сообщает соотечественникам их место в очереди. После этого для них уже не так важно, что именно показывает PinchukArtCentre - современное искусство, византийскую иконопись или макраме. И это вполне закономерно. Поп-культура строится на количественных показателях: бюджеты и кассовые сборы фильмов, количество проданных дисков, тиражи книг (вспомните недавнюю эйфорию по поводу Гарри Поттера), звездочки на YouTube, посещаемость интернет-сайтов и так далее. Это давно подмечено теоретиками искусства. С Reflection имеем еще одно подтверждение этого правила: людей привлекает знаменитое, престижное и дорогое искусство, а не те эстетические и социальные проблемы, которые это искусство стремится артикулировать. Конечно, необходимо отдать должное Пинчуку - он создал центр современного искусства мирового уровня, за что честь ему и хвала. Но дальше все происходит как в сказке про голого короля: мы закрываем глаза на то, что современного искусство не так уж приветливо по отношению к неискушенному, то есть отечественному зрителю. Совсем недавно украинцы приходили в PinchukArtCentre знакомиться с фотографиями из коллекции Элтона Джона и смотрели на темнокожего мальчика с глубокими глазами среди тропической зелени. "Как прекрасно!" - воскликнула одна из посетительниц и замерла около фото, пока я ждала своей очереди посмотреть. Прыжок "от прекрасного" к коровьим головам в формалине, выставленным в Reflection, занял в художественной среде почти полвека. Может ли обычный украинец осилить этот прыжок за несколько месяцев? Кто из участников очереди на Reflection не то что оценил, а хотя бы понял, зачем выставлены в арт-центре заформалиненные коровьи головы или полотна, засиженные мухами? Кого оскорбило собственное невежество, и кто попробовал преодолеть его, хотя бы наполовину прочитав и так лаконичное пояснение? Таких даже не десятки - единицы. Как бы нам ни хотелось обзавестись той абсолютно необходимой любому развитому обществу прослойкой интеллектуалов и мыслящих людей, очередь в PinchukArtCentre, скорее, свидетельствует об обратном. Украинцам достаточно "холостого хода" в Центр современного искусства, их не интересуют комментарии и пояснения, им не хочется отвечать на вопросы, которые прямым текстом (но на непонятном языке) ставит перед зрителями contemporary art. Тем более, тут есть настоящее развлечение - полная тумана комната Гормли, ради которой простой зритель готов "простить" выставке перегруженность другими - странными, непонятными, содержательно пустыми объектами. Современное искусство в Украине можно поставить в один ряд с шубами, бриллиантами и автомобилями Bentley - признаками статуса, материального успеха. Люди, у которых очень много денег, должны чем-то отличаться от тех, у кого их поменьше. Да и между собой приходится конкурировать. Все это, конечно, совсем не преуменьшает значения современного искусства и никому не мешает воспользоваться возможностью увидеть его ведущие образцы. К сожалению, пока что основная часть посетителей идет в центр Пинчука "для галочки", чтоб "ознакомиться". И не больше. Чтобы подняться на более высокую ступень восприятия, понадобятся некоторые знания и опыт. Почему бы в ближайшем будущем Пинчуку, раз он уж взялся за просвещение соотечественников, самому себя не перемеценатить и создать институт, телеканал или хотя бы клуб, который будет заниматься проблемами современного искусства? Поверьте, достойный бы получился проект. Пока же потенциальный украинский интеллектуал и эстет должен своими силами вытаскивать себя из болота невежества, даже не зная, в какую сторону звать на помощь себе подобных.
Эта колонка опубликована в журнале Корреспондент 40 от 20 октября 2007 года. Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kppublications.com Перепечатка колонок, опубликованных в журнале Корреспондент, запрещена.
|
---|