Мировые
            Новости
!
Seo
  Home RSS Email Stat  
Seo
         Навигация
Информационный портал ! Информация.





Рейтинг@Mail.ru

Новости России

Общефедеральные

Мировые новости

в мире

Религия и общество


Политика

Экономика

Культура

Экология

Медицина

Происшествия

Интервью

Обзоры

Биографии

Общество

Статьи

Медиалогия

Архангельская обл.

Вологодская обл.

Калининградская обл.

Карелия

Коми

Ленинградская обл.

Мурманская обл.

Ненецкий АО

Новгородская обл.

Псковская обл.

Санкт-Петербург

Москва

Чечня

Новосибирская обл.

украина: политика

украина: события

технологии и наука

странности

мир о нас

шоу-biz

здоровье

бизнес

столица

мнение

Бизнес

Интернет

Телекоммуникации

Безопасность

Платформа

Цифрография

Цифровой дом

Ноутбуки и КПК

Принтеры

Софт и игры

Аналитика

Телефоны

Сети

exler

mazoo networks

Копирайтинговое

Все- про АдСенс

Софтфорум

Новости касперского

Про Первый

e-commerce

новости WM

Погода

blogica

Seo PPC FAQ

Doorway

Blog news

Internet Archive

Новые скрипты

Новые программы

Action Alerts

Advertising

Advice

Affiliate Programs

Architecture

Art & Entertainment: Country Music

Art & Entertainment: Magazines

Art & Entertainment: Music

Art & Entertainment: Television

Automotive: Aftermarket

Automotive: Motorcycle & Bike

Automotive: Racing

Automotive: Recreational Vehicle

Automotive: Trade Publications

Baby

Banner Networks

Blogging

Business

Business and Finance

Business: Markets

Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 24 октября 2007

Тоска по учебнику

(Александр Силаев, "Вечерний Красноярск", 41, 24.10.2007)

Хочется, так случается, почитать книжку. По политологии. Где все было написано как оно есть. Ан нет такого учебника, и не написан такой трактат. Наши книги и методички описывают реальность, коей она была в лучшем случае 50 лет назад.

Какое бы явление мы ни взяли - "демократия", "капитализм", "государство" - все это будет, по описанию, относится к первой половине XX века. Или вообще к XIX. От американского учебника "Экономикс", по коему нас, студентов, учили в 90-е годы, до почтенных классиков а-ля Маркс или Вебер. Мир стал другим, совсем другим. Здесь совершенно другой капитализм, другая демократия, другая суверенность и т. д. Иная земля и иное небо. Пойдем по пунктам.

Как бы выборы

Как у нас учат содержанию "демократии"? Три ветви власти, ага. И три уровня соответственно, в России, по крайней мере. Формально оно соответствует Конституции, ну так учить надо все-таки тому, как оно по жизни, а не по бумаге. Маркс вот писал, как оно было по жизни в 1850 году, оттого и случился классиком.

Уже почти нигде в мире решения не принимает "народ". "Медийная демократия" практически везде в мире сворачивает публичную политику как сферу, в которой что-то решается. И не надо кивать на "бархатный путинизм". Везде так - публичная политика умирает. Принятие реальных решений случается в точках, все более отдаленных от "народного представительства". Элита еще что-то обсуждает с экспертами, но выборы все более становятся "постановой для бедных"... Даже не так. Некоей "постановой" они были всегда, но по их итогам что-то решалось. Именно в процессе, когда могли проголосовать так или эдак, и выборщики смотрели на свой интерес. Скажем, в Англии XIX века избирательное право могли иметь пара процентов населения, но они действительно выбирали, отталкиваясь от своего интереса. То есть приводили демократию в действие так, как ее описывает учебник. Сидел такой джентльмен у камина, пыхал трубкой и думал, кто ему выгоднее, тори или виги. И голосовал рационально, то есть опять-таки по учебнику.

Чего сейчас? Поголовно в мире население голосует против своих интересов, принесенных в жертву своим желаниям. А желания управляемы. Именно это и суть медийная демократия, стоящая на: а) отчуждении желания, б) приоритете желания над интересом. Вряд ли выборщик XIX столетия мог поддаться на разводку: торс кандидата, его домашние животные, НЛП, цветовое поле партии и прочие пиар-приколы. Джентльмен, пыхавший трубкой, был, страх сказать, вне действия НЛП, собак и магии цветового поля. Подлинно массовая демократия оборачивается чистым господством олигархии, это действие в один ход. Народ, прости боже, голосует за собак и цветовое поле. "У этого кандидата такой голос" или даже вовсе без комментариев - "сердце подсказывает". Таким образом, победа той или иной "партии" суть всего лишь пропорция от выборного ресурса, то есть денег, контроля над медиа, вообще всякого контроля, включая контроль над контролерами а-ля судебные органы. Пропорция - чистая. А ресурс делится вне публичной политики. И все. Публичной политики, как ее презентует учебник, в этой схеме вообще нет.

Спектакль на ее месте есть, это да. Ибо рассказ о подлинной технологии мало выгоден элитам, им удобнее, как сейчас. Но демократия это даже не "английская королева". Королева - женщина очень влиятельная. А вот партиями управляют отнюдь не в обкомах и крайкомах оных.

Отходная для суверена

Что у нас теперь с государством? Есть такое понятие "вестфальской системы" с 1648 года. Тридцать лет Европа воевала, некоторые земли опустели на две трети, а потом Европа договорилась до простой вещи: государств-суверенов. Все, что происходит на территории государства, является его внутренним делом. Это не исключало войн, но к войнам всегда искали предлог, некую зацепку типа "он первый начал". И идея наведения порядка на чужой территории была попросту неприличной, это не могло быть гласным поводом вообще ни к чему. Морит государство своих подданных - имеет право. Не лезь. В конечном счете это называется "суверенная нация решает внутренние проблемы" (этическое основание, по коему каждый народ, гнобящий себя, абсолютно прав, а мешающий ему не прав - см. у братьев Стругацких в метаниях Руматы Эсторского).

Учебник, по которому учится школьник-студент-аспирант, описывает нам сейчас вот этот вестфальский мир. А он, однако же, подыхает. По факту в мире не так много "суверенных государств", некоторые политологи говорят - США и Китай, а некоторые говорят - Китай (ибо властвующее на территории США не сосредоточено, как положено, в Белом доме). Слишком много транснациональных акторов. Корпорации. Комиссии. Закрытые клубы. Никто не выбирал людей, сидящих в международных комиссиях, тем более никто не выбирает собственника ТНК. Между тем международная бюрократия, менеджмент ТНК и клубы реально сильнее почти всех национальных правительств и т. д. Это не "ельцинская Россия" с ее семибанкирщиной уникальна, это мир такой. И уже банальность, что мир такой. Что-то в этом мире называется "государство". Но это не то самое государство, что было в 1800 и 1900 году. Это какая-то управленческая структура, но это не суверен на своей территории. Это структура - в ряду других структур и уже скорее под ними. В принципе, это следовало бы проходить на уровне средней школы. Вместо заучивания музейных экспонатов.

А еще в мире, как мы знаем, капитализм. Но это такой хитрый капитализм, не по "Экономиксу", ни по Марксу. Общество потребления вообще возникает там, где материальные потребности удовлетворены. Это базовый тезис, его немного долго здесь разжевывать, но это тоже простая истина уже для 10-го класса. В нем, этом капитализме, совершенно другие механизмы власти (скорее соблазн, чем насилие), другие эксплуататоры и эксплуатируемые и т. д. Между тем все мы еще учим экономику, как она была в начале XX века. Как удовлетворение потребностей, но наша экономика скорее их создает. Чем и жива, старушка. В таком обществе немного иные бенефициары и потерпевшие, чем сто лет назад. Иная логика и техника "борьбы". Но это уже отдельная тема.

Владимир Василенко: "Журналисты решили: народ - лох"

(Ксения Битенко, "Красноярский комсомолец", 43, 24.10.2007)

Известный журналист, киновед, меломан и преподаватель. Он никогда не стремился к славе и делал только то, что ему интересно. Он не боится критики и критикует сам. Кот, который гуляет сам по себе. "Вечный корреспондент", ставший патриархом красноярской журналистики, Владимир Василенко - в эксклюзивном интервью "КК".

- В начале октября в Красноярске прошел форум, посвященный проблемам молодого поколения, в частности - проблеме негативного влияния СМИ на подростковое сознание. Среди прочих способов решения проблемы назвали запрет пропаганды насилия и жестокости на экранах ТВ. Насколько мне известно, вы были с этим не согласны?

- Сам выбор тематики мне показался довольно сомнительным. Мол, у нас плохая молодежь, давайте думать, почему она такая. Да с какой стати я должен так считать? Мне, наверное, сильно везет, потому что вся та молодежь, с которой я последнее время работаю - а работаю я много, - очень хорошая. Мне все время ставят в упрек: ты работаешь с отборной молодежью, вот пошел бы куда-нибудь в ПТУ... Что касается жестокости и насилия, я считаю, что каждый человек к чему-то предрасположен. Запрещай, не запрещай, он всегда найдет то, что хочет. Причем если запрещать, он будет искать это более активно и целеустремленно. В частности приводился пример, что в Алтайском крае запретили продажу журнала Playboy. Уж что-что, а журнал Playboy я не считаю ни аморальным, ни развратным. Это прикольный кролик, который всюду сует свой нос. В конце концов, если не в 16-18 лет интересоваться красивыми девчонками, когда же это делать? Мы что хотим, чтобы подростки искали подпольные порнографические материалы, которые на самом деле бывают кошмарными? Раз это востребовано, пусть это будет хотя бы хорошего качества. Если допустить, что молодой человек свинья, то свинья, как известно, везде грязь найдет. Или давайте предложим молодежи что-то достойное взамен. Это как с маленьким ребенком. Нужно уметь отвлекать внимание от недозволенного. Это требует ума, таланта, выдумки, изобретательности. Здесь нужно думать, а не запрещать.

- На одном из красноярских сайтов был опубликован рейтинг государств по степени независимости прессы. По мнению западных экспертов, Россия занимает в списке 144-е место из 169. Что вы думаете о свободе слова в нашей стране?

- Рейтинг независимости прессы я рассматриваю не отдельно, а вкупе с другими рейтингами: детской смертности, количества брошенных детей, заболеваемости теми или иными болезнями, образованности населения. Нужно учитывать все это вместе. Всякая страна, в которой что-то неблагополучно, пытается это скрыть. Как только появляется желание выглядеть красиво, положение вещей начинают представлять не таким, какое оно есть. Что касается свободы-несвободы слова, тебе никто не запрещает говорить, что все вокруг говно. Другой вопрос, примут ли этот материал. Часто горькое и талантливое слово не находит покупателя, и тогда кажется, что его у нас душат. Его никто не душит. Здесь в ход идет уже самоцензура, а она гораздо опаснее внешних обстоятельств. Когда тебе говорят "то пиши, то не пиши" - это одно. Когда сам себе говоришь, "это не буду писать, потому что нельзя" - это другое. Это конец. В первом случае хотя бы есть выбор - запретили одни, напечатают другие. Не важно кто, главное, что слово будет сказано. Но если ты сам молчишь, создается абсолютно противоестественная ситуация, когда все видят, что происходит, но ты поставил шоры на глаза - и привет. Есть еще ограничение со стороны "денежного мешка", а не цензуры. Когда издания пишут о том, что их попросили, а не как есть на самом деле. А если их не просят - говорят о всякой ерунде, типа того, что Анджелина Джоли вышла замуж за Бреда Питта. И что? Есть миллион красивых самочек, которые заводят себе любовников. Есть миллионы красивых дурочек, которые сегодня сели за руль, нанюхались кокса и попали в аварию. Почему все это называется информацией?

- Что для вас является информацией?

- Вы знаете, сколько на просторах нашего края живет благополучных сельских тружеников? Я бы очень хотел узнать... Есть ли такие, где и как они живут. Но никто об этом не рассказывает. Считается, что это скучно. Когда я только начинал работать, в газете была рубрика "Расскажу о хорошем человеке". Нам рассказывали про учителя, который за мизерную зарплату делает больше, чем ему положено. Для которого дети - не просто материал, а люди, с которыми интересно общаться. Сейчас, когда пытаешься рассказать о хорошем человеке, все думают, что он заказал материал. Жизнь отдельного человека может быть очень любопытна. Будь то бывший продавец гвоздиками, ставший хозяином огромного холдинга промышленной империи с оборотом в 1,5 миллиарда рублей, или же криминальный авторитет. Это истории незаурядного ума и характера, истории успеха. На острове Корсика в конце XVIII века было множество мальчишек, которые играли на улице, крутили собакам хвосты, хулиганили на пустырях. Одним из них был Наполеон Бонапарт. Он завоевал полмира. Как? Он был не выше и не красивее других. Журналистика - первичный материал для дальнейшего осмысления, но она ничего подобного не делает. У меня это вызывает тревогу. Гораздо большую, чем выдумки про плохую молодежь.

- К слову о ерунде. Бульварная пресса, рассказывающая о тех же богатых самочках и их любовниках, востребована читателем. Спрос формирует предложение? Или людям навязывают эти интересы?

- С одной стороны, это действительно осознанный выбор читателей, связанный с умственной ленью и нежеланием читать серьезные вещи. С другой стороны... Трудно решить, что было раньше, курица или яйцо. Я буду самокритичен. Наверное, все дело в журналистах. Они решили, что народ - это лох, который схавает даже такую глуповатую наживку.

- Что вы думаете о красноярской журналистике?

- Телевидение в Красноярске на фоне этого далеко не самое слабое. Несколько лет я был членом жюри телевизионного конкурса и видел продукцию Томска, Новосибирска, Иркутска, Барнаула. Поэтому я знаю, что говорю. Что касается газет - они везде сейчас приходят в упадок. Не поймешь, что народ любит читать. Есть другой феномен: появилось страшное количество журналов. Любой человек, имеющий желание и деньги, завтра может стать главным редактором. Вопрос только, надолго ли?

- Многие акулы пера считают, что журналистика и политика совместимы. Мол, нужно пойти во власть, чтобы узнать всю обстановку изнутри. Известный журналист Алексей Тарасов, например, с этим категорически не согласен. А как считаете вы?

- Я приведу конкретный пример. Депутат красноярского ЗС Алексей Клешко в прошлом журналист. Я помню его еще юнкором на радио. Он везде крутился, что-то делал, предлагал. Потом Леша подался в политику. Я не знаю, доволен ли этим он, но я не доволен. Он перестал писать, и я потерял коллегу. Невозможно заниматься политикой и о ней писать. Журналист должен быть над схваткой, осматривать и анализировать со стороны. Что касается политической журналистики - она существует. Писать о власти должны люди, понимающие ее механизмы и кухню. Но для этого не обязательно самому идти в политику. Другое дело, что формирующаяся сейчас практически однопартийная система даст им возможность писать о политике с той независимостью, которой эта тема требует. Нездоровое обожание президента и его партии, нежелание трезво взглянуть на то, что происходит вокруг, засасывает даже трезвомыслящих и в прошлом независимых людей.

- Фильм "55", снятый Михалковым к юбилею президента России, оставил у людей спорное впечатление. Мнение киноведа?

- Это позорная вещь. Мне было вдвойне обидно видеть это. Будучи отрицательно настроен к творчеству раннего Михалкова, я только начал было отходить от однозначно отрицательной оценки, посмотрев его новый фильм "12" - серьезный, интересный. И тут бац! Абсолютно позорное, низкопробное изъявление верноподданнических чувств. Был бы это какой-нибудь восторженный мальчик, молодой дурачок... Но это сделал опытный, убеленный сединами, знающий человек. Я далек от мысли, что дело художника - всегда критиковать власть. Надо просто смотреть на нее открытыми глазами.

- Что вы думаете о современном российском кино? Оно действительно на подъеме?

- Это сказка. Когда за образцовое кино выдаются такие фильмы как "Ночной дозор", "Охота на Пиранью", "Код апокалипсиса"... Люди думают, раз мы умеем ставить дорогостоящие комбинированные сцены, пользоваться компьютерной графикой - мы уже почти Голливуд! Меня это смешит до изнеможения. Все эти приемы - бусы и цацки, которые дурного вкуса женщина надевает на себя в неимоверном количестве. Утверждать, что российское кино на подъеме, потому что похоже на Голливуд, - вздор. Хорошее кино можно сделать в четырех стенах ("12" Никиты Михалкова) или на морском побережье ("Возвращение" Андрея Звягинцева). Никаких спецэффектов. Мы посмотрели на внутренний мир человека и увидели, что там всего столько... А кадр, где машина переворачивается в воздухе, - может сделать студент 3-го курса ВГИКа.

- У вас есть свой сценарий фильма?

- Нет. У меня другая профессия. Я киновед-редактор. Моя задача - не писать сценарии, а указывать режиссеру на его слабые места.

- Вы курите исключительно трубки. Почему?

- Это произошло довольно давно. Сначала были, как это говорится, чистые "понты". Я всегда хотел быть не таким, как все. Все курят сигареты, а я буду трубки. Потом это вошло в привычку, и я начал получать от этого большое удовольствие. Сейчас у меня сложился условный рефлекс. Утром надо обязательно принять душ, выпить чашку кофе и закурить трубку. Только тогда мысли начинают работать в правильном направлении.

- У вас даже есть своя философия курильщика. Мол, "проблемы курения нет, есть проблема плохой вентиляции".

- (Смеется.) Совершенно верно. Когда мы с женой ездили отдыхать на Канарские острова, я в этом еще раз убедился. Смотрю, в аэропорту сидит мужик, спокойно курит. В ручку кресла встроена пепельница, работает вентиляция... И никто слова против не скажет. Все насильственные меры по искоренению курения и выпивки бессмысленны. Хотят пить - пусть пьют. Вся проблема в том, что одни делают это по-человечески, другие по-свински. То же можно сказать и про миндальные пирожные. Вы съедите одно, а ваша подруга двенадцать. И что, на этом основании запретить миндальные пирожные? Глупость какая.

- В последнее время вы увлеклись преподаванием. Что вас в этом привлекает?

- Несколько лет назад я перевез из Кузбасса в Красноярск своего сына. Когда он поступил в университет, я подумал (чисто корыстный был мотив): пойду, посмотрю, годик-другой покантуюсь, потом брошу. Но прошел год - и я увлекся. Мне нравится смотреть, как человек растет.

- Владимир Семенович, в журналистике вы всю жизнь на вторых ролях. Почему не удалось подняться по карьерной лестнице?

- Мне было лет 25, когда встал вопрос, буду ли я вступать в КПСС. "Нет, не буду", - сказал я. "Но ты ж тогда не сделаешь карьеры!" Меня это зацепило. Вступить в партию, смысла которой я не разделяю и которая мне несимпатична, чтобы потом получить какую-то должность? Зачем? С тех пор у меня стойкое отвращение ко всей групповой деятельности. Я даже не член Союза журналистов России. Как 40 лет назад был корреспондентом, так и сейчас им остаюсь. При этом я сумел сохранить гордость, достоинство и независимость. Что меня очень радует.

- Тем не менее вас считают патриархом красноярской журналистики...

- Это лишний раз доказывает, что дело не в должности, а в том, чем ты занимаешься. Моя любимая сказка - это сказка Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе". Я всю жизнь был предоставлен сам себе. Мое понимание карьеры заключается не в том, чтобы прыгать с одной должности на другую, но в том, чтобы сегодня писать лучше, чем вчера.

- Владимир Семенович, вы увлекаетесь джазовой музыкой, у вас огромная коллекция пластинок. Есть среди них самые любимые?

- Я и пластинки, и книги собираю по одному единственному принципу. Не то, что знаменито и нравится всем, а то, что дорого лично мне. Помимо джаза среди винила большое количество симфонической и камерной музыки. Вот что я на дух не переношу, так это оперу. Ни в каком виде и никогда. Я совершенно не понимаю оперную условность. Например, человека зарезали. Ну, казалось бы, упал и умер. Нет же! Со слов "я умираю" и до фактической смерти он еще споет арию в 5-6 минут. Эта условность мне не близка и кажется чушью собачьей. Есть еще один вид музыкального искусства, который я не понимаю. Это балет. Балетную музыку я слушаю с пластинки. И у меня складывается некий образ музыки. Но чтобы в это время кто-то еще танцевал! И чтобы я еще думал над тем, почему он танцует так, а не эдак... Нет уж, увольте. Я воспринимаю симфоническую музыку исключительно как явление музыки.

- Вы сами умеете играть?

- Нет. Для того чтобы оценить вкус яичницы, совершенно не обязательно самому нести яйца.

- Традиционный вопрос, который мы задаем всем интервьюируемым, работающим в культурной сфере. 2007 год объявлен годом культуры. Вы это почувствовали?

-Нет.

- Это все?

- Да.

Общепит массового поражения

(Надежда Трофимова, "АиФ на Енисее", 24.10.2007)

Сколько ещё детей должны пострадать, прежде чем взрослые опомнятся и начнут отвечать за свои поступки? Случаи отравления детей в Красноярском крае повторяются с пугающей регулярностью.

В начале 2007-го в школе посёлка Рыбное зафиксирована вспышка псевдотуберкулёза. Учащиеся заболели, потому что их накормили салатом, приготовленным с грубыми нарушениями технологии. 30 марта в одном из детских садов Красноярска малыши отравились крысиным ядом. Опасные гранулы они нашли прямо в игровой комнате.

9 октября с признаками сильнейшего отравления в реанимационном отделении городской больницы Минусинска оказались шесть учеников 7-го класса. Школьники отравились семенами клещевины, которые содержат яд рицин - смертельный для человека. Это не первый случай отравления детей клещевиной, но опасное декоративное растение продолжают высаживать на клумбах многих городов края.

17 октября в Балахтинскую районную больницу поступили 18 школьников в возрасте от 8 до 14 лет из санатория "Красноярское Загорье" с острой кишечной инфекцией. Дети приехали отдыхать и укреплять здоровье, а попали на больничные койки. Предполагаемая причина - некачественно приготовленный салат.

Отчего дети так часто попадают в больницу с массовыми отравлениями? Почему даже в санатории, куда едут поправить здоровье, травят детей? Эти вопросы мы задали специалистам краевой администрации, агентства образования и управления социальной защиты населения. Но везде получили ответ: санаторий частный. То, что дети там отравились - не наша проблема. Зато с трибун руководители всех этих ведомств постоянно говорят про демографию и заботу о детях, как главном приоритете страны. Такие вот двойные стандарты. Комментарий согласились дать только в Роспотребнадзоре. Впрочем, даже им для проведения внеплановой проверки надо, чтобы произошло "ЧП". Без него контролёры могут появляться в учреждении только раз в два года. Хотя специалисты Роспотребнадзора уверяют: в крае нет ни одного детского сада или школы, к которым вообще не было бы нареканий. - Вспышки кишечных инфекций в детских учреждениях мы регистрируем каждый год, - говорит Раиса Сорокина, начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. - Практически в 100% случаев причина заражения детей - человеческий фактор.

Проще говоря, взрослым наплевать на детей. Накормить чем попало могут и в детском саду, и в школе, и в санатории, и даже на приёме у губернатора...

- Почему элементарные требования не выполняются? - Раиса Иосифовна разводит руками: - Безответственность! В некоторых детских учреждениях нет необходимых условий для приготовления пищи. В "Загорье" было всё, но детей, тем не менее, отравили. Как правило, подобного рода "ЧП" заканчиваются выговорами и незначительными штрафами. Руководители учреждений стараются поскорее "замять" неприятный инцидент. Уже на этой неделе детей из Балахтинской больницы снова отправят в санаторий "Загорье" поправлять подорванное здоровье. Единственный раз, когда пострадавшие отсудили компенсацию, а ответственность понесли не только повара, но и чиновники, - это после массового отравления на Губернаторском балу.

Геннадий Фаст: "Апокалипсис - это свет"

(Саша Романова, "Вечерний Красноярск", 41, 24.10.2007)

Уже давно хочется разговора не о новом, а о вечном. О нас и о Боге. Исключительно по привычке я повторяю каждый вечер "Отче наш", надеясь, что в конце зачтется...

Очень долго после первой встречи откладывала вторую - с отцом Геннадием ФАСТОМ, автором "Толкования на Апокалипсис", магнитофонные записи которого в 80-е расходились по стране как самый горячий дефицит.

- Отец Геннадий, как вы пришли к православию?

- Вы не ошиблись, задавая вопрос? К православию? Или к Богу? Для меня это не одно и тоже.

- Тогда как вы пришли к Богу и потом - к православию?

- К Богу меня привели родители: я родился в глубоко верующей семье, но в семье протестантской. Вера в нашем доме не присутствовала - мы ею жили. Она была тем стержнем, который скреплял семейный уклад. Каждый вечер, что бы ни происходило, мы обязательно собирались вместе: пели, читали библию, молились. И только после этого ложились спать. Бог был основой нашего существования.

Первое покаяние

- А что случилось потом?

- То, что и должно было случиться. В десять лет состоялась моя первая сознательная попытка прорваться к Богу: я покаялся, зная, что без покаяния нет спасения. И это очень тревожило мою душу. Первая попытка, кстати, завершилась неудачей. Я никак не мог понять: покаялся я или нет? Вроде бы событие случилось, а душа не получила чего-то ожидаемого. Что-то, чего я очень ждал. Потом моя детская религиозность на несколько лет приостыла - д'Артаньян, Айвенго... Хотя и в это время я молился и Библию читал. А в пятнадцать лет со мной произошло мистическое событие. Иначе не назовешь. Мне дано было испытать падение в преисподнюю. Все случилось ночью дома. Я увидел, что падаю в ту самую тьму кромешную. Тьму, которая по своей природе и есть - абсолютное зло и гибель, из которой выхода нет. Сам себе говорил: я же - верующий! Я же покаялся. Со мной ничего случиться не может! И продолжал падать. Мой ум изо всех сил боролся с реальностью, но реальность от этого не исчезала. Следующее, что отчетливо помню, - стою на коленях и, не останавливаясь, произношу, призываю имя Христа. Непрерывно! Как-то догадался...

И пока я призывал, падение прекращалось. И начиналось вновь, стоило мне замолчать. Сколько это длилось, не знаю. Мне, по крайней мере, показалось, что бесконечно.

- Это был сон?

- Нет, это были реальные события. На следующую ночь все повторилось. Но я уже знал оружие. И на третью ночь - все повторилось снова. И еще легче было преодолено. И вот после этих трех ночей я понял, что только Иисус Христос - мой Спаситель. Верить в него я верил всегда. Но тут я его познал как Господа. И с той минуты уже не сомневался, что буду ему служить.

К православию

- И расстались с протестантством...

- К православию я пришел уже студентом, учась на пятом курсе Томского университета. Пожалуй, еще и раньше, когда встретился в Барнауле с Игнатием Лапкиным, который и священником не был - простой сторож, - но встреча с ним меня перевернула. Весь океан моего разномыслия, протестантского многоверия разбился о православие, как вода о скалу. Я вдруг ясно понял, что в мире существует Церковь, которая незыблемо стоит от самого Христа, а не от людей, которые во все времена читали Библию и во все времена пытались жить по ней.

Мне хотелось докопаться до истоков, а истоки - в трудах святых отцов. И где, вы думаете, я их нашел? В библиотеке Томского университета, где учился на физическом факультете. Томский университет старинный, дореволюционный. А в годы моего студенчества атеизм уже настолько правил бал, что с Богом бороться перестали окончательно. Ну и бдительность потеряли. И вот в университетской библиотеке через обычный абонемент я без всякого труда получил Иоанна Златоуста, Киприана Карфагенского... Пропадал в читальном зале - с утра до позднего вечера, пока, наконец, кому-то в голову не пришло, что студент я - какой-то странный. Ну что это такое - сижу каждый день до самого закрытия. Да и выбор литературы...

Научная работа

- Запретили выдавать?

- Запретили. Прихожу в очередной раз, а мне вместо книг говорят: "Идите к директору". Прихожу, она спрашивает: "Вам такая литература - зачем?" - "Я научной работой занимаюсь", - отвечаю. - "Какой?" - "История раннего христианства". По сути, так и было. Я, действительно, искал: где истина? В православии? В протестантстве? Мне это очень важно было. "А кто ваш научный руководитель?" - интересуется. Самостоятельно, говорю, работаю. А что я еще мог ответить? "А факультет у вас, какой?" - спрашивает. Чувствую, что - попал.

"Физический, - отвечаю, - кафедра теоретической физики". У нее такое лицо стало... (Тут отец Геннадий весело рассмеялся.)

- Вас не исключили?

- Нет! Пятый курс все-таки. Даже оставляли при кафедре той самой теоретической физики. Это меня уж потом с работы увольняли. Там, в Томске, я и крещение принял. Крестил меня отец Александр Пивоваров, который трагически погиб в прошлом году под Новокузнецком. Встреча с этим священником стала третьим этапом на моем пути к православию. Православие мне нужно было для спасения души.

И главный вопрос, который меня волновал, прощение грехов. Христос прощает - это так! Но для этого необходимо таинство Церкви. Есть капитан, но есть и корабль. Мы не каждый сам по себе прокладываем дорогу к Богу.

Худший из идолов - ты сам

- Но привычнее считать, что - каждый. И сам - по себе. Что иметь Бога в сердце - вполне достаточно. Зачем корабль?

- Если бы мы были всего лишь отдельности, может, и Церковь не нужна была. Каждый из нас - личность, но все мы - один род! И одно другому не противоречит. Христос действительно говорил: "Подними камень и найдешь меня. Разруби дерево и увидишь меня". Есть слова о Царстве Божьем, которое внутри нас. Но есть слова и о Церкви, которую он создал, и врата которой никто не одолеет. Идея Бога в душе, без Церкви, питает нашу гордыню и вольнодумство. Не в плане свободы, нет, а в плане вольности, которую мы прикрываем Богом в душе. И наступает минута, когда для себя становишься Богом ты сам. Вы знаете худшего из идолов?

- О самом себе так легко заблуждаться.

- Опытные игумены в монастырях иногда провоцируют послушников на грех, чтобы тот проявился. Действуют, как врачи, специально ищут самую болевую точку и нажимают на нее. А иначе как бороться? Вы слышали, как в храмах любят смиренно говорить: "Я - грешный, я самый грешный"?

- Есть в этом какое-то самолюбование.

- И нет ничего проще так говорить. Но стоит какой-нибудь тете Клаве сделать вам крошечное замечание, что вчера бы сказать вам то же самое, что сказано: но только чуточку бы не так, а вот так... И - какой взрыв! Появилась тетя Клава, и смирение исчезло, потому что было только на кончике языка.

Гордыню - по каплям

- А что приходилось вам выдавливать из себя?

- Вопрос - исповедальный. Но тяжелее всего выдавливать из себя именно гордыню. Можно попросить у Бога помощи и справиться с лживостью, с изворотливостью. Победить трусость, лень. Но, чтобы кто-то попросил у Бога, и ушла гордыня, такого случая еще не было. Она сидит в каждом и в каждом проявляется по-своему. Гордый человек, кстати, необязательно заносчивый или высокомерный. Может быть, абсолютно не заносчивый, а мягкий и скромный.

С ней можно справиться только через боль, только с помощью "хирургии". Уж такой это грех.

- И кто "хирурги"?

- Да все! Твоя жена, твои дети, твой начальник и твой архиерей, мэр города, где ты живешь, сосед по лестничной площадке дядя Ваня, вор, который обокрал, коллега по работе, который тебя оболгал. Все они выдавливают из тебя гордость, но признать это трудно, не хочется.

- Трудно в оболгавшем тебя коллеге признать "хирурга"?

- Но раз Господь попустил быть тебе оболганным - терпи. Попробуй не злиться, а радоваться, когда тебя поносят. Вот тогда сможешь сказать, что Бог у тебя в сердце. А до той поры - нет. Торопишься! Смирения всем не хватает. Вот начальствование очень смиряет. Я пока настоятелем не стал, моей гордыне, как ни странно, было больше простора. Не только начальник - для подчиненного, священник - для народа, но и наоборот. Бывает, и архиереи патриарха смиряют!

- А где вы начинали служить, отец Геннадий?

- Дьяконом в Кызыле. Уже священником - в Кемеровской области, в Белове. Приходов сменил много. Везде служил недолго: в то время принято было гонять по приходам. Но вот уже двадцать пятый год - в Енисейске.

- А почему по приходам гоняли?

- Политика была такая: разделяй и властвуй. И власть никогда не была заинтересована в том, чтобы священник приобретал авторитет в приходе, делал что-то полезное. Тем более что и священники - тоже люди разные. Есть быстрые, есть - не очень. Я, например, замечал, что мне нужен год, чтобы узнать людей. Не умею резко входить в среду. А тут не успеешь познакомиться, а у тебя уже указ о переводе. Как говорится, знакомьтесь дальше.

Что впереди...

- Отец Геннадий, а что вызвало желание написать собственное "Толкование на Апокалипсис"?

- Мысль о грядущем. У всех глаза смотрят вперед. Понятны корни, понятно прошлое, но что впереди? Хотелось постичь... А дальше мой наставник Игнатий Лапкин и духовник отец Александр благословили на эту работу. Сначала я свои комментарии начитывал на магнитофон, но результат получался не очень толковый. И я решил записывать. Хотя почему-то было понятно, что в конечном результате все равно будет звук. Кстати, так и получилось. И "Толкование" на магнитофонных кассетах "Минск" - помните, были такие? - стало распространяться от Одессы до Иркутска. И изымали их во время обысков - все было. Издали книгу уже сейчас, в 2000 годы. Хотя начинал я ее писать в 79-м году, в том самом Кызыле, будучи дьяконом. Она у меня первая.

- Когда я прочитала библейский Апокалипсис первый раз, то ничего не поняла, но стало страшно.

- Я прочитал его еще мальчишкой. И - тоже ничего не понял. Другие книги читал и понимал. А тут вдруг - совершенно по нулям. Страшные звери, иерихонские трубы, какие-то печати. Ничего не понял, но она меня ошарашила. Потом стали попадаться комментарии. Помню, толкования Андрея Кесарийского меня потрясли. Вдруг все встало на место и раскрылось.

- Вам, как толкователю Апокалипсиса, должно быть, часто задают вопрос: когда же будет конец света?

- Конечно. Но это - от полного непонимания. Даже само слово мы толкуем, как нечто страшное, трагичное. Если апокалипсис, то - это конец всего. Но, во-первых, переводится слово как "откровение". И ничего ужасного в себе не несет. А, во-вторых, в книге прямо сказано, что - это откровение Иисуса Христа грядущего. И заканчивается она вовсе не концом света, а Новым Иерусалимом, новым Небом и новой Землей. Апокалипсис - книга светлая. Именно эта идея меня очень вдохновляла, когда я работал. Но сознание людей 90-х - 2000-х склонно видеть в ней только ужасы конца.

Последняя "сессия"

- Как же случилась эта подмена смыслов - светлого на темный?

- Ну потому что в Апокалипсисе действительно говорится о борьбе с Антихристом. О суде Божьем. Видимо, эти картины нас особенно поражают. И мы упускаем из виду, что это - всего лишь промежуточный этап. И забываем о том, что всякий добрый результат достигается через скорбь, муку и страдание. Сессию и ту студент сдает через муки зачетов и экзаменов.

- Мало кому удастся сдать последнюю "сессию".

- Но сдавать все равно придется.

- Дурацкий вопрос, но все-таки: а на какой стадии апокалипсиса мы находимся? Он ведь идет?

- На самом деле это очень интересный вопрос. Все хотят знать: мы в начале пути или уже в конце? Иисус Христос на этот счет очень определенно сказал...

- О временах и сроках, которые не наше дело знать?

- Именно. Апокалипсис всегда осуществлялся. И осуществляется. И каждое поколение людей в свой век читало эту книгу как совершенно современную. Согласитесь, странно было бы полагать, что первые восемь глав человечество уже прожило, наше поколение живет в девятой, а через год-другой случится финал! Апокалипсис - это как жизнь человека: каждый из нас совершенно точно знает, что она завершится, но никто не знает в какой день и час. И в этом смысл.

Апокалипсис - это конец тьмы

- Не будем говорить об исключениях. Но на Алтае в староверческих деревнях частенько соседей заранее зовут на собственные похороны. И не ошибаются в сроках.

- Последний царь, Николай II, с 1903 года знал, что годом его конца будет 1918-й. А до этого времени ничего не случится. Иногда Господь открывает человеку такие вещи. Но только иногда! Апокалипсис это - не история, написанная вперед. Это - реальность, которая происходит.

"Молодые могут умереть, старые должны умереть", - любил говорить мой отец. И когда тебе семьдесят, ты, конечно, понимаешь, что конец близок... Принято считать, что конец света - это ужасно. Может быть, и правда, ужасно, но смотря какого света. Что под светом понимать? Я проникнут мыслью о том, что пришествие Христа - событие радостное. А значит, апокалипсис - не конец света, а конец тьмы.

- В нашей истории были уже отдельные апокалипсисы. 17-й год, Ленин, Троцкий, Сталин... Яков Блюмкин, который занимался любовью с Ларисой Рейснер на еще теплых трупах, расстрелянных офицеров в Крыму. Исторический факт. Да, таких было много...

- Вот это все и предугадано Апокалипсисом. Вот они, эти - самые звери. Люди, конечно, но не просто люди. Одержимые, бесноватые, причем бесноватые не так, когда человек рассудком повреждается. С рассудком у них как раз все было в порядке. Все были в здравом уме! Кроме разве что Ленина, у которого перед самым концом и мозг не выдержал всего, что произошло с Россией. Они были одержимы в самом прямом смысле - Сатаной, который позволял им делать ВСЕ! И совершались потому вещи, разумом необъяснимые, запредельные. У Карла Маркса, кстати, в молодости было прозвище Сатана. Кто-то ведь ему его дал! Все, что случилось в России в 17-м году ни социально-политическими, ни экономическими, никакими другими соображениями не объяснить и не оправдать. Будь в основе устремлений вождей революции что-то человеческое, страна бы могла во сто крат больше им дать.

- Почему же все у них получилось?

- Играли на самых светлых идеях, самых сокровенных желаниях людей. Коммунизм - это ведь обещание рая.

Рая хочется на земле

- Мы все время на это покупаемся: рая хочется на земле. И в 17-м, и 91-м. Мы вдруг решили, что рай - это Америка, и побежали за долларом.

- В этом - разница начала и конца ХХ века. Миром правили идеи. Теперь - большие деньги.

- И все-таки стали появляться люди, причем - богатые люди, которые вдруг поняли, что деньги духовных проблем не решают. Вот они, миллионы, - а почему вакуум? Не знаю, есть ли такие люди в Америке, в Европе, но у нас точно есть.

- И там есть. Без Бога везде пусто. И в Америке, и в Европе, и в России. И при коммунизме, и при капитализме. И коммунист, и олигарх упирались лбом в вопрос: "Что дальше?"

В Америке я не был, а Европу чувствую: ездил туда не раз. Европа очень ощущает эту пустоту. Германия достигла такого уровня комфорта и благосостояния, когда стремиться больше не к чему. Житель Германии сегодня имеет все, что может желать в своем материальном, земном бытие. И вдруг выяснилось, что плата за этот комфорт - пустота. И одиночество. Западный человек очень одинок. Я еще в 80-е годы, читая проповеди Антония Сурожского, митрополита Русской церкви в Англии, удивлялся, какую бы тему он ни рассматривал, все упирается в то, что человек - одинок.

Я тогда мечтал хотя бы о капельке одиночества! Какое там! Везде - люди. И вот теперь это пришло и к нам: пока в большие города. Никто никому не нужен! Мужчине не нужна женщина, женщине - мужчина. Не нужна семья, не нужен сосед и коллега по работе.

Не новое, а -- вечное

- И кто же займет эту пустоту? - Только Бог. Другого пути нет. И, кстати, церковь - тоже спасение от одиночества. Она и переводится и с греческого, и с еврейского как "собрание". Она и создана, чтобы мы там собирались вместе. В Европе православная церковь сейчас все больше приобретает значение клуба. Люди приходят туда с пакетиками еды и после службы не расходятся, а накрывают стол, вместе трапезничают. Разговаривают! И это - нормально. Это поощряется архиереями, Синодом. Мы же не каждый сам по себе, нам нужна общая жизнь! Как-то одна женщина в церкви мне сказала: "Ваше православие устарело. Что вы можете дать людям нового?" Да ничего! Вера и церковь дают ведь не новое, а вечное.

Закрыть дорожный вопрос

(Влад Беркут, "АиФ на Енисее", 24.10.2007)

Журналисты сломали немало перьев, описывая плачевную ситуацию на российских дорогах. За последние 20 лет наша страна пережила столько кризисов, что было не до автомагистралей. Как только экономическая ситуация стала выправляться, власть объявила: "Отремонтируем все дороги - это кровеносная система любого территориального организма".

На многих улицах Красноярска сегодня работает дорожная техника и пахнет свежим асфальтом. Запланированный ремонт необходимо завершить до конца года. В сентябре Федерация выделила на эти цели 727, 7 млн рублей. В ревизионную поездку по дорогам Красноярска вместе с исполняющим обязанности главы города Виталием Бобровым отправился и наш корреспондент.

Приятные сюрпризы

- Я и не знал, что тут всё отремонтировали - несколько лет ездил другими путями, - удивляется таксист, доставивший меня на перекрёсток улиц Республики - Декабристов. - Раньше здесь могли "проползти" лишь машины с очень высокой подвеской. Сплошная грязь, ямы, колдобины...

То, что описывает таксист, никак не стыкуется с увиденным - дорога расширена на 9 метров (до 14) и покрыта ровным асфальтом. Виталий Бобров вместе с другими "ревизорами" - главой Советского района Владимиром Мурысиным, депутатом ЗС края Юрием Швыткиным и заместителем начальника департамента городского хозяйства Михаилом Малыхиным - уже здесь, и все что-то жарко обсуждают с представителями ГИБДД. В разговоре чаще других упоминается слово "откос". Возможно, имеется в виду старенький жилой дом, стоящий на обрыве, прямо возле трассы.

- Будем делать подпорные стенки, чтобы обезопасить водителей и пешеходов от возможного обрушения (в следующем году дом планируется снести - Авт.), - говорит Малыхин, - Ещё надо установить защитный экран, ограждающий ближайший детский садик от шума и выхлопных газов. Но, главное - все работы выполнены в срок. Перекрёсток этот стратегический. Правда, на ул. Республики работает только правый поворот - решение по установлению здесь светофора будет принято после изучения транспортной ситуации.

Взлётная полоса

Инспекцию в Советском районе начали с улицы Партизана Железняка - одной из самых "пробко-опасных", даже в выходные. Здесь дорогу расширяют до 8 полос. Правда, разделительные барьеры пока не установлены. На эти работы деньги заложены в бюджет-2008. Дорожные инспекторы делают замечание: "Получилась "взлётная полоса". Ограждений нет. Водители начнут гонять и сбивать пешеходов, которые переходят улицу, где хотят".

- Культура вождения у нас очень низкая. Если не установить барьеры - ДТП не избежать, - считает Владимир Мурысин. - Сейчас мы предложили ГАИ нанести двойную сплошную линию, а в следующем году - поставить бетонные ограждения. Но, обратите внимание - уже сейчас нормализовано движение. К концу 2008 года в Красноярске планируется полностью закрыть "дорожный вопрос". Реконструируем улицу Белинского и 2-ю Брянскую - с разворотным кольцом и выездом на Калинина; закончим капремонт Октябрьского моста - и тогда у нас останется одна "проблемная точка": Предмостная площадь.

- Мне нравится, что работы на Металлургов и Пограничников почти полностью выполнены, - говорит Юрий Швыткин. - Единственное - на первом объекте мы решили сделать бетонное ограждение сплошным, чтобы водители, разворачиваясь, не создавали аварийных ситуаций. Красноярску в следующем году из краевого бюджета на дороги предполагается выделить немалые средства, чтобы завершить начатое.

На "отлично" пока не работаем

В этом году в Красноярске отремонтировано около 109 тысяч квадратных метров дорог. Таких масштабных "автомагистральных работ" в городе давно не проводилось.

- В целом, я доволен тем, что уже удалось сделать, - говорит Виталий Бобров. - Поставлю "четвёрку". К сожалению, на "отлично" пока не работаем. Но и это огромный прогресс, ведь деньги на ремонт дорог, а тем более в таком объеме, не выделялись много лет! В следующем году администрация решила уделить внимание межквартальным улицам и, конечно же, в планах - "ямочный" ремонт. Есть дороги с небольшим "стажем" - от 3 до 5 лет использования, но уже с ухабами, которые портят жизнь автолюбителям. За "ямы" будут лично отвечать главы администраций районов города. Таким образом, за 2 - 3 ближайших года мы планируем решить проблемы с низкой пропускной способностью красноярских автотрасс - как больших, так и маленьких.

Page created in 0.50688 seconds |