Осязаемая материя искусства совсем не есть важнейшее в искусств,она не есть ничто самодовлеющее и её нельзя трактовать как "самостоятельное" тело художества.Напротив:она есть нечто вторичное,служебное,повинное послушанием высшему смыслу произведения.
Это самовоспитание,эта борьба за свою и чужую силу суждения осуществляется через аскез.Аскез обозначает не только "упражнение",но и "воздержание",причём и то,и другое ведёт к лучшему умению.Это слово говорит о постоянной работе над усовершенствованием,вызывается же эта работа чувством ответственности.Аскез есть школа,ведущая к лушему,дисциплинирование и сосредоточение силы,восхождение к властному искусству.
Истинная образованность есть сила созерцания и зрелость суждения.Она отвергает всякое "авторитарное" мышление и живёт самостоятельным творческим общением с самим предметом.И потому образование есть прежде всего воспитание к самодеятельному созерцанию и мышлению,к исследованию.Исследуют все,кто имеет непосредственное дело с предметом:моряк,ведущий свой корабль,крестьянин,налаживающий своё хозяйство,офицер и молдатна поле сражения,рабочий у своего станка,купец в своей лавке,учитель в школе,священник в своём приходе.
Каждый творящий художник призван ждать и добиваться предметной очевидности и должен творить,предаваясь аскезу в своём художественном суждении."
Эта книга на многое открыла мне глаза,я в очередной раз осознала,что человек - высшая ценность,невзаимозаменяемый элемент в стене мирозданья.Мне стало ясно,в чём смысл страданий и мнимого одиночества,в чём истинный смысл молитвы и что,по сути дела,есть Бог.
Прокомментировать | RSS