Маркс против палевного бреда или из пушки по воробьям.
1. Человек и Природа
Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа,он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа, он, подобно животным и растениям, является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, т.е. предметы его влечений существуют вне его, как не зависящие от него предметы; но эти предметы суть предметы его потребностей; это - необходимые, существенные для проявления и утверждения его сущностных сил предметы.
2. Сущность человека.
Он [Гегель] забывает, что сущность "особой личности" составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и это - не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека. Понятно, следовательно, что индивиды, поскольку они являются носителями государственных функций и властей, должны рассматриваться по своему социальному, а не по своему частному качеству.
Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают, как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде "субстанции" в виде "сущности человека", что они обожествляли и с чем боролись.
1.Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г.
2.Маркс К. Критика гегелевской философии права.
Прокомментировать | RSS