http://www.runitsa.ru/publikation/chudinov/interview/dohrist surpris.php
Старооскольский археолог-любитель Виталий Нестеров обнаружил камень с древними надписями, который, вполне возможно, откроет новую страницу в изучении истории нашего края. Уникальный камень лежал на берегу реки несколько столетий, а обнаружили его только сейчас.
Изучением истории "на практике" Виталий занимается давно, особенно интересуясь историей Руси в дохристианский период. Все началось с однажды найденной монеты, происхождение которой захотелось узнать, для чего пришлось основательно покопаться как в земле, так и в исторических изданиях. Попадались ему, в основном, мелочи - монеты, предметы домашней утвари. Но однажды, рассматривая фотографии в гостях он обратил внимание на необычный камень, с надписями на неизвестном языке.
- Я спросил, что это за камень и где его сфотографировали. Друг рассказал что камень этот лежит на берегу реки Оскол, недалеко от одной из деревенек. Точное место он не помнил, но смог указать на карте в каком районе нужно начинать поиски. Мы с друзьями отправились на машине искать этот камень, но так и не нашли, - рассказывает Виталий.
Через некоторое время от другого знакомого Виталий услышал еще один рассказ о камне с письменами. Но место называлось иное. Решив еще раз попытать счастье, Виталий снова сел на велосипед и вместе с друзьями отправился на поиски таинственного камня.
На поиски ушло много времени. Под дождем велосипедисты-поисковики блуждали по тропкам вдоль реки, тщательно вглядываясь в землю. На камень наткнулись тогда, когда уже решили прекратить поиски. Максим Зинченко, друг Виталия, первым заметил белую верхушку большого камня, полуврытого в землю неподалеку от обрыва. Камень отрыли, очистили от песка и земли, омыли водой и начали осматривать. Почти сразу же выяснилось что камень не тот. Первый, судя по фотографиям, был весь исписан письменами, а на втором надписей было немного, зато присутствовал большой христианский крест, а в верхней части было просверлено углубление. Но края камня были неровные, похожие на разлом, поэтому археологи-любители предположили, что это могла быть вторая половина когда-то большой плиты. Видимо, камень с письменами и камень с крестом были когда-то одним целым. Исследовав дно речушки, в этом месте археологи-любители обнаружили остатки когда-то очень давно вбитых в дно бревен - остатки пристани или мостков.
Забирать камень не стали, наоборот тщательно укрыли его в той же яме и присыпали землей, чтоб не было видно, что его выкапывали. Перед этим все рисунки и надписи на камне перефотографировали и отправили снимки в Москву - специалисту по славянской мифологии и палеографии, доктору философских наук, академику РАЕН, профессору Валерию Чудинову.
- Мы спрашивали у местных жителей о том, какие слухи окружают этот камень, рылись в исторической литературе, в книгах по истории края. В итоге у нас возникло несколько версий происхождения этого камня и надписей. Первая связана с тем, что где-то в этом районе до основания города был ублинский сторожевой пост. Поэтому, возможно, что этот камень являлся неким указателем или предупреждением для пришедших. Согласно второй версии, связанной с изображением креста и надписями, что мы пытались расшифровать, этот камень мог быть надгробной плитой церковного служителя, но во время прихода коммунизма его попытались увезти и выкинуть, поэтому он оказался разломан. Были и еще версии. Но мы не эксперты, поэтому обратились за помощью к специалистам, - говорит Виталий.
Ответ из Москвы пришел довольно быстро. Завязалась переписка. Больше всего старооскольцы интересовались надписями на камнях - эти символы были ключом к истории появления камня.
- Запутанных надписей довольно много, и тут встает вопрос о целесообразности затраты времени на их дешифровку. Надпись на найденном камне явно христианского времени, причем не очень ранняя. Меня интересуют гораздо больше предшествующие надписи. Более ранняя была нанесена как на надгробный камень, она - достаточно яркая, и ее можно прочитать, как слово УМЕР. Вероятно, этот камень использовался в качестве надгробного также в христианское время. А вот еще более ранняя, судя по фотографии, гласит: МАЯК ЯРА. Это означает, что камень был путеуказателем и показывал на существование рядом храма Яра. Вот такого рода надписи меня интересуют более всего. Если камень действительно являлся "маяком", то есть, указателем на храм Яра, следовательно, где-то недалеко располагалось святилище Яра, возможно, ныне разрушенное. Обнаружение такого святилища Яра, состоящего из целого набора храмов (Макоши, Мары, Рода и самого Яра), было бы, конечно, гораздо более важным открытием, чем обнаружение надписей на древнем камне. Полагаю, что данный камень представляет историческую ценность в том плане, что на нем имеется более поздние явные надписи христианского времени и неявные надписи дохристианского периода, которые было бы интересно прочитать. Представляет ли он культурную ценность - до прочтения надписей сказать трудно, - ответил профессор Валерий Чудинов.
Впрочем, все специалисты пока осторожничают с выводами - ждут приезда экспертов.
- Я думаю, что с версиями о происхождении этих надписей и о ценности этой находки нужно подождать до более тщательного осмотра. Лично мне эти надписи напоминают скоропись 17 века, но для более точного заключения необходимо присутствие белгородских или московских специалистов. Скажу лишь что версии, выдвинутые Валерием Чудиновым и Виталием Нестеровым вряд ли могут рассматриваться как состоятельные. Если это и межевой камень, то он никак не мог оповещать о чем-то или являться указателем на религиозное капище. Межевые камни закапывали на глубину до четырех метров и обычно обозначали на них расстояние до следующего ориентира. К тому же напомню, что наша территория в дохристианское время не была заселена славянами. У нас были кочевники, и они не делали основательных святилищ. Версия про надгробную плиту тоже сомнительна, - говорит Елена Андрусенко, заместитель директора краеведческого музея по научной работе.
Приехав к камню в очередной раз Виталий обнаружил его вырытым. Сделав несколько фотографий он снова прикопал камень, но скоро приехал еще раз - проверить все ли в порядке с его находкой. Оказалось, что камень вновь откапывали. Может быть, это были просто любопытные жители этих мест, но Виталий больше всего опасается так называемых "черных следопытов", которые без зазрения совести раскапывают захоронения и ищут все, что можно продать.
- Есть определенный порядок работы с подобными находками. Необходимо чтобы на это место выехали эксперты, которые обследуют местность и проведут анализ этого камня. Посторонние-любители тут не должны присутствовать - они могут испортить и сам камень, и культурный слой. После осмотра камень перевезут в краеведческий музей, где есть место для хранения таких находок. А специалисты займутся изучением истории этого камня и его ценности для науки. Кстати, возможно, что этот камень или это место уже входит в государственный перечень памятников. В этом случае проводить там раскопки или изъятие исторических и культурных ценностей запрещено законом, - комментирует Любовь Чернокалова, инспектор по охране памятников Управления культуры муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район".
Уже на этой неделе камень с письменами будет обследован и сфотографирован специалистами. После этого эксперты проведут исследовательскую работу и вынесут свое заключение о культурной и исторической ценности камня, а также о том, кто и когда нанес на него эти надписи и рисунки.
Врезка:
Доктор философских наук, академик РАЕН, профессор Валерий Чудинов:
- Камень простоял несколько веков, простоит и еще несколько, разумеется, если только после публикации в вашей газете к нему не начнутся паломничества. В принципе, лицезрение и даже ощупывание камня ему никакого вреда не принесет, а вот нанесение надписей с помощью молотка и зубила (а я с сожалением обнаружил такие надписи типа "Галина" и "Крым" на Синем камне Плещеева озера) может уничтожить уже существующие древние и средневековые тексты.
Прокомментировать | RSS