Что должен знать каждый философствующий. Часть 1. Декарт.
Философия эпохи Просвещения, нередко наложенная матричное марксистское сознание - это тот уровень, до которого поднимается в полете мысли наш среднестатистический обыватель, средне закончивший среднюю школу. Но и это мировоззрение его зияет пробелами и белыми пятнами, выявить которые можно только в ходе дискуссии. Но и этот уровень середнячку приходится из себя вытаскивать за уши клещами, потому что не все, что ему понятно он может кратко изложить на письме. А все его знание, если восполнить соответствующие пробелы, есть местами искаженное понимание школьной программы, приложенное к собственному опыту и усиленное парочкой книг. Идеи основных мыслителей Просвещения, надо знать четко всякому, кто желает выразить в философской форме собственное мировоззрение. Индивид, даже просто запомнивший эти идеи, перестанет нести ахинею на форуме, завяжет с шариковщиной и, наконец, сформируется как "имеющий компас". И стрелкой этого компаса будут выводы размышления над вопросом, что же человек может знать точно, не полагаясь при этом на традицию, внешний авторитет или даже на собственные чувства, которые могут ввести в заблуждение. Даже если мы можем не верить всему, что читаем, а так же сомневаемся в правильности информации, которую дают нам наши чувства, мы не можем сомневаться в своем разуме. Но для того, чтобы в нем не сомневаться, его необходимо очистить от всех недостатков мышления и отрешиться от внешнего мира. Разум сам подскажет нам, что достоверно, а что нет. Так утверждал Рене Декарт (1596-1650), которого считают основателем современной философии. Он рассуждал, что только тот факт, что он может мыслить, доказывает его существование. Отсюда и его знаменитые слова "cogito, ergo sum" - "мыслю, следовательно, существую". Уверенность Декарта в том, что он существует, привела его к убеждению в существовании и других вещей, например Бога. А если он уверил себя, что существует Бог, то он уже мог быть уверен в других, более простых вещах, как, например, что небо голубое, у муравья шесть ног и т.д. Декарт во многом развивал науку по методу, найденному его английским коллегой Ф. Бэконом, о котором я расскажу позже. Он увлекался математикой (соединил геометрию с алгеброй - аналитическая геометрия) и был выдающимся физиком. Он так же занимался астрономией и изучал строение человеческого тела. Более того, он интересовался устройством разума. Его подход к изучению разума был тесно связан с принципами изучения природы, но все-таки отличался от них. Ум, по Декарту, был способен совершать действия, на которые не способны все остальные существа в природе: думать, воображать, делать выводы. Для него разум с его особыми возможностями был не только частью природы, которая абсолютно реальна. Разум, по Декарту, состоит не только из материальной субстанции, но также из духа. Процесс мышления здесь зависит от двух факторов: тела, работающего, как машина, и разума, который нельзя объяснить в физических терминах. Такая философская позиция называется дуализм. Декарт тщательно изучал физическую составляющую разума, рассекая человеческий мозг и исследуя, как он связан с остальным телом, включая глаза, уши, нервы. В то же время он изучал духовный аспект разума, в попытке понять, что делает сознание способным понимать вещи. Именно это стремление познать, как устроен разум, отличает его философию, от философии его современника Ф. Бэкона. Согласно Декарту духовный ум всегда прав, пока тело посредством органов чувств не запутывает его, что бывает довольно часто. Все, что мы способны знать о физическом мире, приходит к нам из органов чувств, которые говорят нам, что происходит вокруг. Иногда чувства заставляют нас совершать безумные вещи, если разум вовремя не вмешается и не будет их контролировать. Наши чувства могут вводить нас в заблуждение, заставляя желать то, что мы на самом деле не хотим, а чаще заставляя делать то, чего мы делать не должны. Все чувства, которые могут влиять на сознание подобным образом, Декарт назвал страстями. Как вы, возможно, помните, точка зрения, согласно которой разум может знать нечто независимо от органов чувств, называется рационализмом. Декарт - это выдающийся рационалист. Страсти могут мешать нам видеть истину, заставлять нас действовать глупо и бессмысленно. Для того, чтобы познать истину, надо смотреть поверх страстей. Истина же заключается не просто в материи вещей, а как в геометрии или алгебре - в организации материального мира. Так как ученые того времени писали в основном на латыни, Рене Декарт подписывал свои труды Renatus Kartesius, поэтому его называли Картезий, а его философию картезианской. Последующие философы Просвещения в своих трудах исходили из Декарта - они или соглашались или спорили с ним.
Это был Декарт и рационализм. О Бэконе и эмпиризме, за недостатком места, я надеюсь рассказать в следующей заметке.
Прокомментировать | RSS