или В поисках метода.
"Если человек начинает с определенности, он приходит к сомнениям, но если он способен начать с сомнений, то рано или поздно приходит к определенности".
"Френсис Бекон (1561-1627) имеет неувядаемое значение, как основатель современного индуктивного метода и зачинатель логической систематизации процесса научной деятельности"(с).Когда Декарт во Франции развивал свой рационализм, в Англии созрело совершенно противоположное решение эпистемологической проблемы - эмпиризм.
Эпистемология - это учение о знании, о том, что есть знание, что мы можем знать и как мы познаем мир. Эпистемология стала особым интересом философов, после того, как к ней привлек их внимание Декарт.
Эмпиризм - это учение о том, что знание об объекте можно получить только при помощи органов чувств, то есть через подлинный опыт. Эмпиризм стал основой того, что мы сейчас называем научным методом: изучение вещей путем опытов и экспериментов.
В Средние века эмпиризм был не такой уж очевидной идеей, какой он стал потом. Многие путали устройство и принцип работы определенного объекта с тем, что он значит, и как люди относятся к нему. Алхимия, считалась наукой дьявольской, поскольку алхимики использовали огонь и изучали стихии. Золото было не тем самым, что природный металл, из которого можно сделать украшение. Люди придавали ему особое значение и особую силу - духовные качества. Эти убеждения препятствовали эмпирическому изучению золота посредством опыта. Фактически, до того, как в науку пришли эмпирики, большинство ученых считали, что в природе все управляется некоторой магией.
Бэкон интересовался знанием в целом, особенно знанием о естественном мире. Как и другие его предшественники, он понимал, что знание может быть очень полезным, даже боле полезным, чем можно себе представить. Поэтому Бэкона интересовало знание само по себе. Он верил, что чем больше мы знаем, тем больше пользы мы можем принести себе и другим на долгом жизненном пути. Поэтому мы должны учиться всему, чему можем, вне зависимости от того, испытываем ли мы потребность в этом знании. Заинтересованность Бэкона в возможностях знания привела его к мысли о необходимости избегать ошибок. Согласно этому философу ошибка вредна не только для личного благосостояния ученого, другие могут так же перенять ее и не использовать всех потенциальных возможностей знания. Бэкон хотел, чтобы все, кто размышляет о физическом мире, обязательно проверяли свои знания и были, так сказать, на одной волне, то есть чтобы все были заняты общим делом - развитием знания и способами его использования. Бэкон особенно критично относился к изучению того, что он считал неправильным, поскольку относительно знания у него были большие планы. Он нападал на схоластику, школу Аристотеля, или "школьных мужей", как он их называл, так как они верили и учили только на словах, не проводя экспериментов с реальными объектами физического мира. Философ заметил, что люди невольно ошибаются по многим причинам. Он называл ошибочные идеи, укоренившиеся в нашем сознании, "идолами разума", считая, что люди поклоняются своим ложным убеждениям, как ложным богам. Он различал четыре разных типа этих "идолов".
1.Идолы рода: Ошибки, причиной которых является устройство человека. Как человечество мы представляем собой единый род, поэтому восприятия и эмоции всех людей ненадежны от рождения.
2.Идолы пещеры: Ошибки, вызванные индивидуальным сознанием. У различных людей разные способы понимания событий. Как личности мы живем каждый в своей собственной "пещере" (по типу "платоновской пещеры"), откуда видим мир каждый по-своему.
3.Идолы рынка: Ошибки, принятые по согласию. Общаясь друг с другом, мы часто приходим к соглашению о том, что на самом деле не соответствует действительности. Вместо этого мы продаем и покупаем идеи, потому что общество покупает их.
4.Идолы театра: Ошибки, причиной которых является авторитет других людей. Философы любят казаться мудрыми и строить из себя знающих людей, хотя на самом деле они не всегда понимают, что говорят. (На экзамене такое случается).
Бэкон говорил, что идолы разума доводят человека до такого состояния, что в их головах больше ложного знания, чем подлинного, в смысле проверенного. Поэтому он считал, что надо просто выбросить все эти ложные идеи из головы и начать заново, обращая больше внимания на природу, а не на слова. Бекон возражал против популярной в те времена привычки принимать все написанное за истину и знание. Многие книги по географии, истории и естественной истории, написанные в средние века, совмещали в себе и факты, и вымысел. Люди читали и не видели разницы между правдой и мифом (впрочем, как и сейчас). Как утверждал Бекон, нам надо сопротивляться искушению говорить то, о чем мы достоверно не знаем. Вместо этого нам следует придерживаться только фактов, как бы мало мы их не знали, в надежде на то, что однажды сможем их использовать. Мы так же должны осторожно использовать слова, сопровождая их четкими и ясными определениями. Затем мы должны быть уверенными, что логически верно связываем наши идеи и проверяем их точность экспериментально. Но в самой научной среде никогда не было согласия по многим вопросам. Некоторые ученые и философы были заинтересованы в принципах работы самого разума. Они пришли к выводу, что разум не похож на другие природные явления и поэтому, как и предвидел Бэкон, существует многое, о чем наука не в силах нам поведать. Это течение, начатое Декартом, провозглашало о превосходстве разума над опытом (рационалисты). Объединения разума и опыта (то есть рационализма и эмпиризма) произвел в своем учении немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).
Прокомментировать | RSS