Как большинство праздников (за исключением каких-нибудь "Первомаев"), встреча Нового года - ритуал, имеющий древнее происхождение. Сегодня, сравнивая дошедшие до нас традиции с некоторыми обрядами древних, поражаешься неожиданным параллелям и понимаешь скрытые смыслы новогодних обычаев. Например, новогодняя елка, которую (живую или искусственную) практически каждая семья устанавливает у себя дома.
Ель у ранних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделенное магическим смыслом. Она - вечнозеленое дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от "благосклонности" леса людей была чрезвычайно важна. Дух жил, разумеется, не в каждой занюханной елке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него "благословение" на следующий год. Задабривать в старину умели только одним способом - принесением жертв. Когда - то были человеческие жертвоприношения, а потом стали "отделываться" животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних. .. елочных игрушек. Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами: яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобрело и другое значение. Божество не просто задабривали, но и "намекали" ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживет после зимнего безвременья. На ветвях ели появлялись определенные символы. Верхушка дерева была "отдана" богам, заведующим судьбой человека и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображением звезд, птиц. Ближе к земле располагались более унитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели бы построить себе в следующем году празднующие и т.д. Постепенно празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течении 7 (семи) дней - дух приглашался в гости. Потом также осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки позволялось, но не более того. Варварский обычай новогодней заготовки елок сформировался значительно позже. Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой, дошедший до наших времен обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью, о чем мы подробнее поговорим, вспомнив о трансформации любимого детьми Деда Мороза.
Персонаж, без которого невозможно представить себе Новый год, это Дед Мороз. Этот образ также имеет древнее и неожиданное происхождение. В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также было необходимо задобрить. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. В жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к дереву, где и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята. Так появилась знакомая нам Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник Дед Мороз. Так что Дед Мороз изначально не был положительным, добрым персонажем (вспомните хотя бы некрасовскую поэму "Мороз Красный Нос"). Интересно, что у индейцев наваха сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это - одно из имен дьявола. Появление Деда Мороза с мешком подарков также истолковано не совсем верно. Да, это мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера, символ Смерти, не дарит, а собирает с людей. По-этому появление в вашем доме дедушки с бородой говорит о том, что в течении года вы ему что-то недоплатили. Радоваться тут особо нечему. Так, что воспринимая Новый год, как веселый праздник, стоит смотреть немного глубже, тогда кое-что станет на свои места, откроется подлинный смысл древних ритуалов.
В. Тарасов
"Московский комсомолец" 250 - 1998 г.
Прокомментировать | RSS