Рассматривая учение индейцев яки, как живой пример шаманизма ныне существующего, дошедшего до нас из глубины веков, я нашел, что оно обладает глубоким и точным ритуалом, нарушить который это не святотатство, а просто ненормированная глупость, возможно фатальная. Колоссальный опыт общения с природой шаман получает от своего учителя, а тот из опыта остальных предков и путь этот не из легких, доступный далеко не каждому. Вряд ли одно два поколения людей смогут найти все тонкости примет и особенности трав, вникнуть в поведение духов. Это опыт тысячелетий, для европейцев давно утраченный. Что же собой представляют современные европейские язычники? Действительно это вид ролевиков, скорее хобби, чем сколько-нибудь серьезное мировоззрение. Мнение о язычестве у пытливого юношества складывается из прочитанных книжек, которые ни волхвы, ни друиды обычно не писали, а если и писали, то до нас мало что дошло. Ученики шаманов уж точно конспектов не вели, и жрецы учебники не составляли. Обучение проводилось устно, люди умели запоминать длинные тексты с первого раза, что теперь могут лишь единицы. Ритуал и этика европейского язычества вообще загадка, так в общих чертах, что от исследователей мифов известно. А ритуал у них был подробный и многозначительный, судя по разнообразию найденных культовых вещей.
Так насколько то реальное язычество соответствует современному неоязычеству? Напрашивается вывод - неоязычество подделка, не более чем "игра в язычников" у молодежи, искусно подхватываемая властными структурами в своих играх за влияние над умами. Если никто не знает достаточно точно, каким было то учение на самом деле, его можно составить заново на свое усмотрение, придерживаясь внешних понятий и форм язычества, но наполняя собственным содержанием. При этом только специалистам действительно есть дело, что там было у греко-римских жрецов на уме, остальные язычники выдумывают себе друидов и прочее жречество на свое усмотрение. Вот тут-то мы сталкиваемся с явлением создания субъективных богов, не имеющих объективных аналогий, оторванных от реальности. ("Идолы - ничто" (с)). Язычник заново творит себе кумира из того, к чему вожделеет. Но этот внутренний кумир живет только во внутреннем мире, а жопа поганца находится во внешнем, имеющем некие законы, от него независимые. Он себе поясняет их, как хочет, лишь бы самому приятно было, золотит своих богов и ставит в угол. Верит ли он в них? Скорее играется как дитя, отринув внешние невзгоды, связанные с реальностью бытия. А если возникают логические нестыковки в мировоззрении, то язычник или простодушно отметает их, или начинает анализировать свой взгляд на мир и становится философом. В этот момент он перестает быть язычником, внутренне проповедуя философскую формулу "Я знаю, что ничего не знаю", внешне исповедуя любую религию. Далее можно уже не идти и остановиться на невозможности познания мира. Перестать что либо утверждать о мироустройстве для человека невозможно, ведь понимание мира дает возможность предугадывать события издаля, что в жизни большой бонус. Человек будет думать о мире всегда и всегда что-то утверждать, опровергая или поддерживая предыдущих мыслителей, проверяя опыт поколений объективной реальностью "здесь и сейчас".
Греческие и римские философы до христианства пришли к пониманию Единого Бога, существующего объективно, помимо нас, а языческий пантеон - это всего лишь одна из версий субъективного понимания Единого, внутреннего бога во внутреннем мире, всегда по-разному отражающего Внешнего. Это было выражено в неоплатонизме - продукте и итоге античной философии, расшатавшей традицию творения кумиров из вещей и сил природы. Язычество убила не война, а некая другая причина - появление логики и развитие человеческой мысли. Язычество вышло из магии, оно исчезло, но магия, управляющая природой, осталась. Даже ученые эпохи Просвещения были уверены, что все в мире управляется посредством некой магии. Древние маги в этом находили повод для рассмотрения устройства мира и становились геометрами и алхимиками. И что удивительного в том, что в средневековье к магии относились посерьезнее, чем в постиндустриальную эпоху - человек неизбежно должен объяснять себе, как действует этот мир, потому что ему необходимо его предвидеть. И собственные боги вам расскажут о внешнем мире не более того, что вы узнаете сами, а в отношениях с объективным Богом бывают откровения, для тех, кто достиг чистоты осознания. В той же мере существует немало людей, желающих получить информацию от духов. Эти пути несколько отличающиеся от того, что может себе представить студентка, начитанная классической мифологией. Учение от внешних сил шаманы воспринимают необычайно серьезно и упоминают о них без надобности, потому что духи могут обидеться. Что будет, с тем, кто вступает в трения с ними представить сложно, но хорошее на ум не идет. Могут дезу подкинуть). Поэтому, чтобы всякая мелкопакостная шушваль не тревожила духов по корыстным вопросам и не вступала в опасные контакты с злобомудрыми демонами, матерые жрецы обычно держали народ в неведении о своем видении мира и писаний не оставляли, а кто спрашивал, тому рассказывали мифы древней Греции.
Прокомментировать | RSS