Час писала тираду о книге, в конце-концов мои сообщения удалили со скудной припиской "В дневник." Интересно, почему в дневник; и по каким параметрам моё мнение подходит под "Правило N9."
В дневник, так в дневник.
О Книге Дж. М Кутзее "Бесчестье"
Интересно было бы сравнить послевоенный Американский юг и Южную Африку после падения апартеида. Политически, в Америке Афро-Американцы были в "псевдо рабстве" из-за узаконенного расизма после Гражданской Войны. В Южной Африке, однако, они быстро начали подниматься вверх (одной из причин является то, что они составляют подавляющее большинство). Таким образом, отношения между черными и белыми в этих странах абсолютно разные. В текстах Фолкнера Афро-Американцы - это тени и незаметные духи, люди живущие за "черной завеской" (это понятие так же используется в произведениях Райта, Болдуина, Дюбуа). Социальная иерархия сохранилась - Афро-Американцы по-прежнему занимали самый низкий статус (и если давать более точное определение, то черные женщины были на низшей ступеньке общества). "Трагедия Юга," как её описывает Фолкнер, разворачивалась десятилетиями после Гражданской Войны.
В ЮАР, однако, социальная структура изменилась достаточно быстро - люди, которые боролись за падение апартеида успели увидеть результат их деятельности: страну, в которой черные и белые просто поменялись местами. Брейтенбах, в одном из своих эссе о ситуации в ЮАР, спрашивает: "Желали ли мы искренне установить демократию, или мы просто хотели отомстить за колонизацию?" Но как могли черные и белые начать жить бок-о-бок, при демократической системе государства, если мнение большинства черных можно было описать фразой "Я не боролся так долго, чтобы быть нищим." Таким образом общество опять разделилось на черных и белых, только теперь черные были у власти. Кутзее описывает этот переворот в "В Ожидании Варваров." "События книги "Бесчестье" можно отнести к жизни после переворота; её можно охарактеризовать как своеобразное продолжение "В Ожидании Варваров."
Кутзее вводит понятие "хороших соседей" - имея ввиду сожительство черных и белых людей. Однако, черных большинство, и территория Южной Африки изначально принадлежала только им; тема белого господства ещё болезненна. Потому, если белые хотят жить в ЮАР, они должны платить "дань" - политическую (т.е. терпеть власть черных, пока те не насытятся местью), экономическую (уступать работу черным; жить в постоянной угрозе ограбления), личную (быть гражданами второго сорта; в случае книги - терпеть насилие). "Бесчестье" отлично описывает безысходность молодого белого поколения, которое считает ЮАР их родиной: главный герой советует его дочери сбежать в Европу, но она считает, что её место в ЮАР, даже если за её гражданство она должна терпеть насилие от её "соседей." Кутзее мастерски описывает абсолютную безвыходность и беспомощность; его герои должны стоически терпеть десятилетия, пока страна не успокоится, пока расовая вражда не начнет сходить на нет.
Он пишет и о других проблемах - например, о старых мужских суждениях о женской красоте; о насилии животных; об эволюции изучения литературы и языков, которая привела к более коммерческому подходу к образованию. Однако главная тема - которая связывает его с другими Южно-Африканскими писателями - это отношения между двумя расами после падения апартеида.
Прокомментировать | RSS